Цвет сайта:

Директор Росфинмониторинга выступил на конференции АРБ

21 мая 2021 г. директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин принял участие в ежегодной конференции Ассоциации Российских Банков «Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ».

 

В своем выступлении глава финансовой разведки напомнил о том, что минувший год оказал серьезное влияние на экономику в целом и финансовые рынки в частности: ограничения на прямые контакты, стремительное развитие интернет-услуг и электронной торговли обеспечили формирование принципиально новой картины рисков. 

Ю.А. Чиханчин:

"Повышение доступности финансовых услуг сопровождается появлением и новых схемотехник. Участники "теневого" рынка постепенно оттесняют на второй план фирмы-однодневки и подставных лиц, заменяя их цифровыми технологиями.  Во многом прошедший год стал для "антиотмывочной" системы экзаменом, тестом на эффективность в особых условиях. Дистанционное взаимодействие с клиентами, быстрая модификация схем потребовали изменения подходов в работе. Период пандемии показал, что скорость настройки комплаенс-процедур, оперативность реагирования на новые риски выступают в текущих условиях ключевым критерием эффективности.

В этой связи особое значение приобрели и те механизмы частно-государственного партнерства в антиотмывочной сфере, которые были сформированы при непосредственном участии Ассоциации. Банки – члены Совета комплаенс фактически в режиме онлайн информировали нас о наблюдаемых аномалиях, тенденциях и специфических рисках.

Одним из таких рисков, имеющих уже интернациональный характер становятся схемы с участием псевдоброкеров и нелегальных инвестиционных платформ. Преступники, используя приемы «социальной инженерии» продолжают обманывать доверчивых граждан, совершенствую механизмы изъятия у них денежных средств, организуют новые каналы вывода зарубеж и обналичивания в т.ч. и похищенных средств, используя для этого оффшорную регистрацию, зарубежные интернет-платформы.
По сути мы видим реанимацию финансовых пирамид из 90-х годов только в новом высокотехнологичном обличии.

Совместно с Банком России, органами прокуратуры, Роскомнадзором блокируются сайты таких платформ, идет работа с зарубежными финансовыми разведками, возбуждаются уголовные дела. Для снижения рисков необходимы комплексные меры, но очень важно, чтобы финансовые организации также понимали свою ключевую роль! 

Хотя определенная типологичность видна, организаторы схем не всегда попадают в поле зрения комплаенса. Нам нужно разобраться в том, что нужно донастроить, чтобы пресечь эти действия. Значительное количество обращений от пострадавших, которые к нам поступают., говорят о том, что проблема остается.

В последние годы мы фиксируем снижение объема сообщений о подозрительных операциях. Возможная причина – пандемия и определенное падение экономической активности. Но означает ли это уменьшение масштабов теневой экономики? Скорее всего, изменяются схемы, а традиционные индикаторы уже не срабатывают. 

Обход заградительных мер банков постоянно тестируется "теневиками". С этим связана и активизация различных схем, направленных на разрыв транзитных цепочек.  

В целом, кредитные организации умеют идентифицировать такие схемы, но видим, что есть и банки, которые, на наш взгляд, вовлечены в этот процесс, становясь "теневой площадкой".

Совместно с Банком России, ФНС России, правоохранительными органами запущен механизм по выявлению таких площадок. Выстраивается алгоритм выявления заказчиков и организаторов таких схем, позволяющий как препятствовать их действию, а в необходимых случаях пресекать их деятельность.

Только в 2020 году велась работа по целому ряду "теневых" площадок с оборотом более 40 млрд рублей. Возбуждено более 20 уголовных дел по фактам осуществления незаконной банковской деятельности и вывода средств за рубеж.  

На снижение рисков в кредитно-финансовой сфере нацелен и механизм отказов в совершении подозрительных операций. В целом видим, что система препятствующих мер показывает свою эффективность. Только в 2020 году превентивные меры банков не допустили в легальную экономику порядка 170 млрд руб. "серых денег".

Решения об отказе принимаются кредитными организациями более взвешенно. Об этом говорит и статистика.  Всего в прошлом году Межведомственной комиссией было принято чуть более 100 решений по пересмотру позиций банков. Положительно оцениваем и наметившуюся тенденцию по снижению количества жалоб.

Это важное направление работы – поскольку необоснованный отказ – фактор социального раздражения. Видим, что за более выверенной проработкой решений стоит и повышенное внимание к бизнесу клиентов на фоне ухудшения их экономического состояния. Формальный, технический подход к отказу в обслуживании абсолютно не допустим и скорее всего он может только дискредитировать систему.

Большое внимание уделяем и вопросам предоставления обратной связи, оценке качества информации направляемой нам финансовыми организациями. Используем для этого различные форматы, в том числе и онлайн сервисы.

Совместно с членами АРБ разработан индекс качества информационного взаимодействия. Он доводится до кредитных организаций через Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Эта IT-разработка была включена в качестве примера лучших практик в недавнее Руководство ФАТФ по риск-ориентированному надзору.

В тесном взаимодействии с членами Ассоциации разработана и обновленная номенклатура признаков подозрительных операций. С ней также связаны ожидания повышения качества СПО, их фокуса на риски. В этой связи хорошим примером эффективности являются СПО со специальной пометкой {COVID}.

С апреля прошлого года получено несколько тысяч таких сообщений. По ним проведено более 300 проверочных мероприятий, возбуждено более 20 уголовных дел

Особое внимание банки обращают на операции со средствами, выделяемые государством на поддержку населения и системообразующих предприятий, закупки медицинского оборудования и средств защиты, развитие системы здравоохранения.

Всего совместно с кредитными организациями за счет превентивных мер удалось сохранить миллиарды рублей государственных средств. Взаимодействие с банками по линии противодействия финансирования терроризма - еще одно направление, требующее повышенного внимания. Так, только с начала 2021 года благодаря выстроенной системе работы с членами Ассоциации, применены меры по замораживанию денежных средств на сумму более 20 млн рублей, что позволило пресечь деятельность координаторов схемы финансирования международной террористической организации ИГИЛ на территории ряда субъектов.

Подход организации мониторинга в конкретной предметной области, который мы используем при проведении стратегического анализа, показал эффективность и на уровне финансовых организаций. По сути коды сомнительности операций дополнительно привязываются к зонам риска и к наиболее рисковым видам деятельности, в которых эти операции осуществляются.

Необходимо отметить, что опыт нашего прямого взаимодействия, конструктивного диалога с банками подхвачен странами евразийского региона.

В апреле этого года состоялось и первое заседание Международного совета комплаенс. Мероприятие в онлайн формате охватило свыше 300 участников из более. чем 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. По сути, это первая экспертная площадка в евразийском регионе такого масштаба, объединяющая руководителей комплаенс-подразделений финансовых организаций. Позволяющая обмениваться опытом, лучшими практиками, информацией о новых рисках.

В прошлом году мы завершили работу по систематизации типологий. И это позволило дополнительно получить несколько тысяч СПО с типологической "подкраской". По сути, это первый шаг к решению более сложной и комплексной задачи – внедрению режима сообщений о подозрительной деятльности (СПД). Этот механизм информирования уже прописан в 115-ФЗ (Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ) и планируется его введение с марта 2022 года. Дальнейшую проработку методик и алгоритмов, как и прежде будем осуществлять в тесном взаимодействии с Ассоциацией.

Подводя итог, хотел обратить Ваше внимание на еще одну важную задачу. Это задача распространения финансовых знаний. Мы видим, что схемы с новыми технологиями используют финансовую безграмотность граждан. Банкам, как финансовым посредникам важно не только обратить внимание клиента, но и предупредить процесс неосознанного вовлечения его в схемотехники.

Как Вы знаете Международный учебно-методический центр финансового мониторинга совместно с Ассоциацией уже несколько лет работает по тематике повышения финансовой грамотности. Одним из наших ближайших проектов – проведение Международной олимпиады по финансовой безопасности на площадке образовательного центра Сириус. 

С участием членов Ассоциации уже запланирован целый ряд мероприятий, в том числе мастер-классы со студентами и школьниками. Это будет хороший пример работы банковского сообщества с молодежью, с подрастающим поколением. Уверен, что Олимпиада будет успешной, как, впрочем, и все наши совместные проекты".