Росфинмониторинг отчитался за 2013 год

Поделиться

Дата публикации: 11.03.2014

7 марта 2014 года в Росфинмониторинге состоялось закрытое заседание Коллегии Федеральной службы по финансовому мониторингу на тему «Об итогах работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году и основных задачах на 2014 год».

В своем вступительном слове директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин обозначил новый курс в оценке эффективности работы финансовой разведки: от формальных показателей – к комплексному анализу состояния экономики через внедрение механизмов раннего предупреждения нарушений «антиотмывочного» законодательства.

С основным докладом выступил заместитель директора Росфинмониторинга В.И. Глотов, напомнив о том, что в ходе своего визита 4 марта 2014 года Президент РФ В.В. Путин высоко оценил меры, предпринятые Росфинмониторингом по организации работы по выявлению рисков и угроз национальной безопасности, отметив серьезный оперативный и информационный потенциал Центра оценки рисков.

Среди главных итогов 2013 года в национальной системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма – успешная защита Отчета о прогрессе Российской Федерации перед экспертами ФАТФ и принятие Федерального закона №134-ФЗ. Это стало возможным во многом благодаря  согласованным действиям всех заинтересованных участников, в том числе, в рамках Межведомственной рабочей группой по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ), созданной распоряжением Президента Российской Федерации 31 июля 2012 года, информационно-аналитическое сопровождение которой осуществляет Росфинмониторинг.

МРГ проведены целевые скоординированные мероприятия по ликвидации крупнейших «теневых» площадок незаконных финансовых операций, в частности, в Республике Дагестан и Самарской области.  В результате удалось уничтожить инфраструктуру незаконных финансовых операций на территории Самарской области и сократить ежемесячный объем сомнительных операций почти в  90 раз.

МРГ также рассмотрена проблема устойчивых организованных теневых банковских каналов по перемещению денежных средств по фиктивным внешнеторговым контрактам с участием компаний республик Беларусь и Казахстана. В этой связи принято решение провести всесторонний анализ выполнения решений Евразийской экономической комиссии и на его основе подготовить предложения по совершенствованию процедур таможенного и валютного контроля во взаимной торговле между резидентами государств - членов Таможенного союза для рассмотрения на Высшем Евразийском экономическом совете.

Количество организаций, состоящих на учете в финансовой разведке, за 2013 год выросло примерно на 2%, превысив 24 тысячи. Почти на 50% вырос объем информации от посредников в сделках с недвижимостью, что обусловлено как изменением общего количества субъектов (в том числе за счет появления новых – индивидуальных предпринимателей), так и повышением качеством работы служб внутреннего контроля и надзора со стороны Росфинмониторинга.  

Основными поставщиками сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в 2013 году были кредитные организации – около 95% поступающих сообщений. По состоянию на 1 декабря 2013 года на территории Российской Федерации действовало 930 кредитных организации и 2037 филиалов.

Сегодня цель, стоящая перед всей российской антиотмывочной системой, – повышение эффективности работы всех ее участников: финансовой разведки, Банка России, правоохранительных органов, налоговых, надзора, частного сектора. Все это должно способствовать «лечению» и профилактике «здоровья» экономики Российской Федерации.

Количество недобросовестных кредитных организаций в минувшем году начало сокращаться. По сравнению с 2012 годом число банков и их филиалов уменьшилось на 10,2% (26 банков и 312 филиалов). Наиболее резко сократилось количество банков, действовавших на территории СКФО (на 14%). Филиальная банковская сеть значительно уменьшилась на территории ПФО (на 23,6%). Это связано в том числе с ликвидацией «теневой» обнальной площадки в Республике Дагестан и Самарской области.

Несмотря на сокращение числа действующих кредитных организаций и их филиалов, количество сообщений от них по операциям с денежными средствами или иным имуществом в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 3,2%.

По сравнению с прошлым годом вектор деятельности по приоритетным направлениям финансовой разведки не претерпел существенных изменений: Росфинмониторинг продолжал наращивать усилия на обеспечение сохранности бюджета Российской Федерации.

Правоохранительным органам во взаимодействии с Росфинмониторингом удалось пресечь ряд масштабных незаконных финансовых схем.

В 2013 году общее количество финансовых расследований по линии противодействия отмыванию доходов сохранило тенденцию роста: по отношению к 2012 году – на 11%.

В тесном  взаимодействии с Банком России, ГУЭБиПК МВД России и другими правоохранительными органами пресечена деятельность теневой «обнальной» площадки, действовавшей на протяжении  нескольких лет  на базе одного из банков. В общей сложности за период 2010-2013 гг. через данную схему было обналичено несколько сотен  миллиардов рублей.

Данный банк фактически представлял из себя «фабрику» по предоставлению услуг по обналичиванию, которую активно использовали как «теневики» со всей страны, так и непосредственно другие банки-посредники.

Масштаб этой незаконной деятельности был настолько велик и так эффективно организован, что последствия от ликвидации этой криминальной структуры оказали сильное воздействие на всю банковскую систему страны и до конца не ликвидированы.

В суды направлено по сравнению с предыдущим годом передано сопоставимое количество уголовных дел, при расследовании которых использовались материалы Росфинмониторинга. Из них на 41% больше, чем в 2012 году квалифицировано по статьям 174 и 174.1 УК РФ.

По состоянию на 17 января 2014 года в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, включено 3297 физических и юридических лиц, из них по российскому списку – 2796 физических лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по статьям Уголовного Кодекса РФ экстремистской направленности и террористического характера или приняты решения судов, признавших их виновными в совершении преступлений по указанным статьям, и 52 террористических и экстремистских организации, деятельность которых на территории России запрещена по решению Верховного Суда Российской Федерации, и в отношении которых судом приняты решения о ликвидации или запрете их деятельности. По международному списку – 367 физических лиц и 82 организации (в соответствии с Резолюциями СБ ООН).

В своем выступлении статс-секретарь – заместитель директора Росфинмониторинга П.В. Ливадный напомнил о том, что в сентябре 2014 года России предстоит отчет перед МАНИВЭЛ, что потребует приложения максимальных усилий со стороны не только финансовой разведки, но и всех участников национальной антиотмывочной системы.

Подводя итоги, директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин рассказал о важности понимания самого определения эффективности, в центре которого находится степень достижения страной, ее правовой и институциональной системами, ожидаемых результатов. Именно через призму получения этих результатов поставлены задачи для всей Службы на 2014 год.