Госдума приняла во II чтении риск-ориентированный подход в антиотмывочном законодательстве

Поделиться

Дата публикации: 01.06.2021

ТАСС, 01.06.2021

Госдума приняла во втором чтении законопроект о риск-ориентированном подходе к обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Документ инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Законопроект подготовлен в связи с появлением Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной президентом РФ 30 мая 2018 года. В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, "антиотмывочного" законодательства с применением риск-ориентированного подхода.

В законопроекте, в частности, указывается, что риск-ориентированный подход к обязательному контролю будет применен к операциям с денежными средствами, к сделкам с недвижимостью, иного имущества, а также купле-продаже драгметаллов и драгкамней. Риск-ориентированный подход предусматривает отнесение деятельности организаций и ИП к определенному уровню риска, правила и критерии которого определяются надзорным органом по согласованию с Росфинмониторингом. Банки будут сообщать данные о движениях по счетам, связанных с соответствующими операциями.

Согласно документу, Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг исполнения подконтрольными организациями и ИП обязательных требований, результаты которого передает надзорным органам и учреждениям и ЦБ. Результаты мониторинга он сможет использовать самостоятельно при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере в отношении подконтрольных организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы или учреждения.

По мнению авторов законопроекта, дистанционный мониторинг и передача его результатов надзорному органу и ЦБ позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес, а также качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.

Поправки ко второму чтению

Согласно поправкам, Росфинмониторинг совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов РФ, СРО аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между ним и соответствующими органами, определяет объем и порядок представления информации, необходимой для контроля (надзора), через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов РФ, СРО аудиторов. В случае отсутствия контрольно-надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации контролирует Росфинмониторинг. Эти организации и индивидуальные предприниматели должны быть поставлены на учет в Росфинмониторинге в порядке, установленном правительством РФ.

Контроль и надзор в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов РФ, а в отношении нотариусов - нотариальными палатами субъектов РФ. При организации контроля (надзора) этими органами и организациями применяется риск-ориентированный подход.

В случае принятия документ вступит в силу по истечении 15 дней после дня его официального опубликования.