Цвет сайта:

Состоялось заседание Коллегии Росфинмониторинга

24 июля 2020 года в Федеральной службе по финансовому мониторингу прошла Коллегия на тему: «Система мониторинга и контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе связанных с реализацией национальных проектов в Российской Федерации. Проблемные вопросы, пути решения и возможности для совершенствования».

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации РФ Н.А. Журавлев, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России К.Н. Чекмышев, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Цариковский, представители Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Банка России.

В своем вступительном слове директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин напомнил о том, что попытки выстроить систему государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств предпринимались в России на протяжении почти 20 лет, однако принципиально картина начала меняться только в 2016 году, когда Президент России подписал дополнения в Закон «О государственном оборонном заказе», которыми вводился мониторинг и контроль за расходованием бюджетных средств. 

«В Национальной оценке рисков и Концепции развития национальной системы ПОД/ФТ сфера бюджетных отношений указана в качестве одной из наиболее уязвимых зон риска, - сказал Ю.А. Чиханчин, - Основными элементами системы стали законодательные, препятствующие и пресекающие меры. Что касается нормотворчества, то в лице Совета Федерации и Государственной Думы мы нашли реальных союзников по отлаживанию механизмов бюджетного мониторинга и контроля. Благодаря комплексному применению препятствующих и пресекающих мер сегодня выстраивается «сквозной» контроль за расходованием бюджетных средств при одновременном снижении административной нагрузки на исполнителей проектов. Роль Центра оценки рисков и личных кабинетов в этой работе не оценимы».

Глава финансовой разведки напомнил о том, что в значительной степени удалось декриминализировать сектор государственного оборонного заказа и повысить прозрачность расчетов. 

«Раскрыт и ликвидирован целый ряд «теневых» схем транзитных операций и обналичивания. Удалось предотвратить причинение крупного имущественного ущерба бюджетной системе, - напомнил директор Росфинмониторинга, - В соответствии с поручением Президента России основными стратегическими направлениями мониторинга и контроля бюджетной сферы, кроме ГОЗа, являются национальные проекты». 

Оптимальной моделью функционирования государственной системы мониторинга и финансового контроля на этом направлении является расширенное сопровождение проекта на всех этапах «жизненного цикла» (вплоть до контроля фактов выполнения работ и оказания услуг). При этом выбор линейки инструментов контроля зависит от индикаторов риска и уязвимости объектов мониторинга.

Значительная часть финансирования нацпроектов идет в региональной составляющей. Именно в субъектах Российской Федерации решается основной массив задач нацпроектов, поставленных Президентом России. Опыт реализации пилотных проектов Росфинмониторинга по выявлению «загрязненности» контрактов на региональном уровне признан Правительством Российской Федерации положительным. 

Заместитель директора Росфинмониторинга О.В. Крылов напомнил о том, что вопросы, касающиеся контроля и мониторинга расходования бюджетных средств, Служба с первых дней своей деятельности рассматривает как приоритет.
«10 лет назад появилась аналитическая сводка «Бюджет» - первая целевая автоматизированная выборка подозрительных финансовых операций, связанных с бюджетными средствами, - рассказа он, - Ежедневно сводка отбирала порядка 500 операций, требовавших затем «ручной» обработки. Уже тогда МВД России и ФСБ России реализовывали, часто успешно, нашу инициативную информацию».

О.В. Крылов отметил, что в ходе успешно прошедшей взаимной оценки ФАТФ в 2019 году, значительное количество материалов было посвящено превентивным и пресекающим мерам в сфере бюджетного мониторинга и контроля. Система была высоко оценена, и несмотря на нетрадиционность и новизну подхода в «антиотмывочной» практике, сыграла далеко не последнюю роль в достижении результата.

В своем выступлении заместитель Председателя Совета Федерации РФ Н.А. Журавлев отметил, что Служба зарекомендовала себя как орган, способный на высокопрофессиональном уровне решать любые задачи: «Вопрос реализации национальных проектов, особенно на региональном уровне находится в центре внимания СФ. Росфинмониторинг постоянно выявляет новые финансовые схемы, которые используют недобросовестные организации. В ряде случаев их пресечение требует изменение законов. Со своей стороны, Совет Федерации незамедлительно реагирует на законодательные предложения Росфинмониторинга».

Руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин отметил, что «Росфинмониторинг выступает интегратором всех органов и всей активности в вопросах обеспечения правопорядка использования бюджетных средств» и подчеркнул совместные положительные результаты, достигнутые в рамках мониторинга реализации национальных проектов. «И в этой работе мы можем видеть будущее развитие всей модели мониторинга бюджетных средств всех уровней», - отметил он, - Именно Росфинмониторинг первым поставил задачу так называемой «прослеживаемости» - это и кодировка, и использование классификации, и постоянный мониторинг контрольных точек по всей цепочке движения денежных средств. По итогам первого полугодия 2020 года мы все вместе видим, что из 95,5 тысяч контрактов, заключенных в рамках нацпроектов, 28 тысяч оказались в зоне риска. Что дальше с этим делать? И это значит, что механизм межведомственного взаимодействия надо выводить на уровень администраторов реализации национальных проектов».

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС А.Ю. Цариковский, признал: «Все сказанное сегодня означает, что у наших всех ведомств – одинаковые задачи. Недавно совместно с Росфинмониторингом и ФСБ был раскрыт картельный сговор между строительными компаниями на сумму 5,6 млрд рублей. Это только одно дело, но у меня есть ощущение, что это только начало. Много предпринимается мер по борьбе с COVID-19. К сожалению, у меня есть предчувствие, что для контрольно-надзорных ведомств через год там будет очень много работы».

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России К.Н. Чекмышев: «Мы видим в Росфинмониторинге постоянного стратегического партнера и соратника по всем задачам, которые мы решаем. Важно, что сегодня мы все имеем единое видение ситуации, мы видим всю схему, на не отдельные ее элементы: от начала до конца». 

Среди прочих вопросов, рассмотренных на Коллегии:

  • Необходимость дополнительного нормативного регулирования в части мер, направленных на организацию контроля за расходованием бюджетных средств;
  • Развитие системы мониторинга;
  • Минимизация коррупционных рисков в бюджетной сфере и др.

Также в ходе Коллегии было подписано дополнительное соглашение с Казначейством России, расширяющее информационный обмен между ведомствами: теперь данные о рисках неисполнения или неэффективного исполнения национальных проектов, выявленные финансовой разведкой, будут регулярно передаваться в Казначейство.