ПРОТОКОЛ
заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
от 22 декабря 2017 г. № 4 (52)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
директор росфинмониторинга
Ю.А. Чиханчин
Присутствовали:
заместители директора Росфинмониторинга |
|
П.В. Ливадный, В.И. Глотов, А.С. Клименченок |
|||
члены Межведомственной комиссии |
|
М.Н. Артамошкин, А.А. Волков, Д.В. Вольвач, А.А. Горелов, О.В. Гуржиева, И.В. Дворянчиков, Д.А. Зайцев, Д.В. Замышляев, О.А. Иванов, П.В. Леонов, Г.Ю. Негляд, В.В. Озябкин, Д.А. Пальцин, А.Г. Петренко, П.Н. Чернышев
|
|||
представители министерств, ведомств и организаций Российской Федерации |
|
Е.П. Бобров, А.Э. Гасанов, А.А. Горчаков, С.А. Захаров, В.М. Карпенко, Е.В. Майоров, И.А. Парфенов, Н.А. Печников, С.В. Потишко, Д.А. Пчелкин, А.А. Слободова, М.В. Чумичева, Р.В. Шевель
|
|||
представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации
|
|
А.Е. Боголюбов, Е.А. Малык, О.А. Рягузова, О.Н. Тисен
|
|||
сотрудники Росфинмониторинга |
|
В.В. Андреев, И.С. Баринов, М.И. Валуева, А.Ю. Величко, Ю.В. Денисова, Е.С. Гилета, В.В. Жданович, М.В. Колинченко, И.А. Корнев, И.Г. Косенок, А.М. Курьянов, С.Б. Ляпина, Е.В. Миронова, С.В. Решотка, Е.С. Семенов
|
|||
ответственный секретарь Межведомственной комиссии |
|
Т.А. Бажан |
|||
|
І. |
О ходе подготовки к национальной и секторальной оценке рисков легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. (А.Н. Фролов) |
|
||
1.1. Одобрить подход, используемый для проведения национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
1.2. Поручить Росфинмониторингу представить указанный подход для рассмотрения на очередном заседании Межведомственной комиссии по подготовке Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
1.3. Росфинмониторингу направить членам Межведомственной комиссии, а также в Консультативный совет и Совет комплаенс вопросник по сбору информации об угрозах и уязвимостях в контексте легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма для использования при проведении национальной оценки рисков ОД/ФТ.
Срок – до 31 января 2018 года.
1.4. Членам Межведомственной комиссии организовать подготовку ответов на указанный вопросник и направить в Росфинмониторинг.
Срок – до 10 февраля 2018 года.
(Решение принято единогласно)
II. |
Об основных проблемных вопросах подготовки Российской Федерации к Четвертому раунду взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ и мерах по их решению. (П.В. Ливадный) |
2.1. |
О проблемных вопросах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Непосредственные результаты 6, 7, 8). (Е.С. Гилета, А.В. Горелов) |
2.2. |
О проблемных вопросах противодействия финансированию терроризма (Непосредственные результаты 9, 10). (А.Ю. Величко) |
2.3. |
О проблемных вопросах повышения эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (Непосредственные результаты 3, 4). (А.М. Курьянов, И.В. Дворянчиков) |
2.1. Принять к сведению информацию о проблемных вопросах подготовки Российской Федерации к Четвертому раунду взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.
2.2. В целях повышения результативности правоприменительной деятельности в сфере противодействия финансированию терроризма Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, ФСБ России, МВД России проработать вопрос о методическом закреплении на ведомственном уровне рекомендации об обязательном рассмотрении вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 205.1 УК РФ (в части финансирования терроризма), в случае если возбуждено уголовное дело о преступлении террористического характера.
Срок исполнения – первое полугодие 2018 года.
2.3. В целях совершенствования института конфискации имущества по уголовным делам о преступлениях террористического характера, в том числе, финансирования терроризма, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, ФСБ России, МВД России при участии Верховного суда Российской Федерации выработать и согласовать предложения по повышению эффективности практики применения института конфискации имущества, предусмотренного ст. 104.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в отношении преступлений террористического характера, в том числе финансирования терроризма.
Срок исполнения – первый квартал 2018 года.
2.4. Росфинмониторингу, ФСБ России совместно с МВД России проанализировать практику реализации ст. 15.27.1 КоАП РФ. По результатам анализа выработать и согласовать, в том числе по срокам, дальнейшие мероприятия по повышению эффективности привлечения к административной ответственности юридических лиц за причастность к финансированию терроризма.
Срок исполнения – первый квартал 2018 года.
2.5. Минюсту России представить предложения по организации контроля за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ лицами, профессионально оказывающими юридические услуги.
Срок исполнения - до 31января 2018 года.
2.6. Минфину России представить предложения по организации контроля за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ лицами, профессионально оказывающими бухгалтерские услуги.
Срок исполнения - до 31января 2018 года.
2.7. Предложить Минюсту России совместно с Росфинмониторингом, ФНП России и ФПА России, а также объединениями профессиональных юристов проанализировать деятельность нотариусов, адвокатов и профессиональных юристов на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.
Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.
2.8. Предложить Минфину России совместно с Росфинмониторингом, а также объединениями профессиональных бухгалтеров проанализировать деятельность профессиональных бухгалтеров на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.
Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.
2.9. Предложить Роскомнадзору совместно с Росфинмониторингом проанализировать деятельность организаций федеральной почтовой связи, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.
Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.
2.10. Предложить ФНС России совместно с Росфинмониторингом проанализировать деятельность организаций, содержащих тотализаторы, и букмекерских контор, а также организующих и проводящих лотереи, тотализаторов (взаимное пари) и иных основанных на риске игры, в том числе в электронной форме на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.
Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.
2.11. ФНС России направить в Росфинмониторинг и Генеральную прокуратуру Российской Федерации актуализированный перечень лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, в разрезе субъектов Российской Федерации, в которых они зарегистрированы в качестве юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Срок исполнения - до 31 января 2018 года.
2.12. В рамках формирования статистических показателей для оценки эффективности системы ПОД/ФТ Банку России направить в Росфинмониторинг согласованный проект Регламента взаимодействия при обмене информацией в электронном виде, определяющий порядок такого обмена и описывающий структуру, и требования к форматам передачи данных.
Срок исполнения – до 31 января 2018 года.
2.13. Предложить Минфину России обеспечить раскрытие юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями при постановке на специальный учет информации о бенефициарных владельцах, а также о наличии у них неснятой (непогашенной) судимости по преступлениям в сфере экономической деятельности или преступлениям против государственной власти.
При необходимости внести соответствующие изменения в формы документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденные приказом Минфина России от 01.02.2016 № 5н.
Срок исполнения - до 31 марта 2018 года.
2.14. Предложить ФКУ «Пробирная палата России» направить в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и не использующих Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Срок исполнения - до 31 января 2018 года.
(Решение принято единогласно)
ІІІ. |
Об оценке уровня эффективности национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и ее соответствия одиннадцати Непосредственным результатам Методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ. (Г.Ю. Негляд) |
3.1. Одобрить работу, проводимую ведомствами, по повышению уровня эффективности системы ПОД/ФТ Российской Федерации по Непосредственным результатам в соответствии с Методологией проведения оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности системы ПОД/ФТ.
3.2. Признать прогресс в работе, направленной на повышение уровня эффективности, и на основании предварительной экспертной оценки в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение национальной безопасности» считать промежуточный рейтинг эффективности по Непосредственным результатам 3, 6, 9 достигнутым на уровне «значительный».
3.3. Отметить, что итоговые рейтинги будут определены по результатам рассмотрения отчета о взаимной оценке системы ПОД/ФТ Российской Федерации на Пленуме ФАТФ в 2019 г.
(Решение принято единогласно)
ІV.
|
Подведение итогов работы Межведомственной комиссии за 2017 год. (П.В. Ливадный) |
4.1. Принять к сведению информацию статс-секретаря – заместителя директора Росфинмониторинга П.В. Ливадного о работе Межведомственной комиссии в 2017 году.
4.2. Признать деятельность Межведомственной комиссии в 2017 году удовлетворительной.
4.3. Ведомствам, входящим в состав Межведомственной комиссии, направить в Росфинмониторинг предложения в План работы Межведомственной комиссии на 2018 год.
Срок исполнения – до 25 января 2018 года.
(Решение принято единогласно)
V. |
Разное. |
5.1. ФТС России совместно с Росфинмониторингом и при участии МУМЦФМ организовать дополнительное мероприятие с представителями таможенных органов для выработки согласованных подходов по устранению существующих недостатков национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, обратив внимание на вопросы:
- реализации положений Рекомендации ФАТФ № 32 («Курьеры наличных»);
- устранения недостатков, выявленных в ходе самооценки ПОД/ФТ;
- исполнения положений Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.
Срок исполнения – в течение 2018 года.
5.2. Рабочей группе по правовым вопросам Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Негляд Г.Ю.) организовать проведение оценки рисков, связанных с изменениями «антиотмывочного законодательства», предусмотренными проектами федеральных законов:
- № 270797-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в целях обеспечение единства правового регулирования деятельности страховщиков по всем видам обязательного социального страхования);
- № 148795-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части включения страховых организаций в перечень организаций, которые вправе использовать институт упрощенной идентификации);
- № 807163-6 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О лотереях» и статью 8 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части изменения подходов к осуществлению идентификации при проведении азартных игр).
(Решение принято единогласно)
Председатель
Межведомственной комиссии
по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию
терроризма и финансированию
распространения оружия
массового уничтожения,
директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин
Ответственный секретарь
Межведомственной комиссии Т.А. Бажан