Уважаемые участники конференции!

Наше сегодняшнее мероприятие призвано подвести итоги уходящего года, ставшего знаковым как для банковского сообщества, так и для государственных органов, деятельность которых связана с регулированием и контролем в области деятельности кредитных организаций и деятельности антиотмывочной системы в целом.

Во-первых, сформирован и в полную силу заработал наш российский мегарегулятор - Банк России, чья сфера ответственности включает теперь, наряду с традиционными направлениями и новые направления, как рынок ценных бумаг, микрофинансирование и                                                      кредитные потребительские кооперативы, страховой сектор, деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также во многом остающийся недорегулированным рынок                                                       электронных платежных средств. Это значит, что высокие стандарты                                   банковского надзора распространяются и на эти секторы, что, безусловно, будет способствовать их очищению их от серых технологий, и, в то же время, за счет объективного повышения качества финансовых услуг поднимет уровень их участников, что, наверное, создаст здоровую конкуренцию банкам с их стороны.

Во-вторых, принят известный 134-й Федеральный закон, наделивший и банки, и регуляторов, и контролеров, и правоохрану новыми возможностями по пресечению незаконных финансовых операций.

Безусловно здесь есть вызов и банковскому сообществу, и государственным органам, требующий определенной перестройки работы в сегодняшней пост-Лох-Эрнской реальности, когда задачи по повышению прозрачности мировой и национальной экономики, по ее деофшоризации и декриминализации поставлены во главу повестки дня «восьмерки» и «двадцатки». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании 12 декабря еще раз подчеркнул, что эти задачи остаются главными и для России.

Но если внимательнее посмотреть на эти решения 2013 г., мы с очевидностью поймем, что при всей тактической новизне, стратегические задачи банковского сектора в сфере противодействия противоправному использованию экономической системы остаются прежними и сводятся к двум принципам: «знай своего клиента» и «управляй рисками в целях их минимизации».

Действительно, банки получили право отказывать в исполнении поручения клиента на основании подозрений о связи операции с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма, а также расторгать договор с подозрительными клиентами.

Это мощные рычаги, которые при надлежащем использовании могут тотально санировать экономики от потенциально преступных капиталов.

Но ведь банки и ранее работали со своей клиентурой, и ранее изучали лиц, с которыми у них имеются деловые отношения, вели своеобразные досье, а при необходимости с такими клиентами расставались.

В связи с этим, говоря о данном праве банков, хочется акцентировать внимание на несколько иных новеллах 134-го Федерального закона - а именно, на обязанности кредитных организаций изучать своих клиентов, устанавливать цели их деятельности как при постановке на обслуживание, так и в ходе его осуществления, а также на обязанности знать бенефициаров.

Думается, только на основе реализации этих мер возможно принятие радикальных решений, предусмотренных 134-м Федеральным законом. И здесь, я полагаю, банки должны выступать его пропагандистами среди своих клиентов, на постоянной основе ведя с ними работу в рамках реализации принципа «знай своего клиента». Во многих случаях это поможет избежать применения в отношении клиента репрессивных мер, ведь не каждое лицо, совершающее сомнительные операции отмывает преступные доходы или пытается финансировать террористическую деятельность, возможно, ему просто требуется квалифицированная помощь кредитной организации.

Я говорю это с тем, чтобы банки ответственно и сознательно относились к каждому случаю расторжения договора с клиентом, что, уверен, они и так делают. Такой подход, между прочим, позволит избежать и двух выявленных на сегодня рисков, возникающих вследствие неоправданного применения этих мер - а именно, риска перетекания денежных средств клиентов, вызывающих сомнения, в слаборегулируемые сектора, а также риска коррупционных действий со стороны сотрудников банков в отношении клиентов.

Итак, постоянный анализ деятельности клиента, пропаганда, если хотите, среди клиентов, надлежащих стандартов экономической активности, а не механический отказ от сомнительном клиентуры имели в виду авторы 134 Федерального закона, наделяя банки новыми полномочиями. В данном вопросе кредитные организации являются основными и незаменимыми помощниками Банка России и Росфинмониторинга.

Другой важной составляющей является повышение общей финансовой грамотности населения, предотвращение втягивания наших сограждан в финансовые махинации. Как результат - ущерб от такого рода незаконных действий выражается в десятках миллиардов рублей, которые не поступают в казну и не могут быть использованы на развитие национальной экономики. Недопущение и противодействие подобным незаконным финансовым операциям - задача не только государства, но и населения. Одновременно необходимо формирование у самого бизнес-сообщества новой формы мышления и нового формата деятельности, в основе которых понимание, четкое осознание и следование постулату «Научись заниматься бизнесом - не воруя!».

И в этой ситуации хотелось бы еще раз поддержать инициативу Банка России, высказанную на площадке Правительства, о внесении в школьную программу предмета, направленного на повышение финансовой грамотности. Этим объясняется создание Сетевого института, объединяющего ведущие ВУЗы страны, как в Москве, так и в федеральных округах, деятельность которого будет направлена на выработки единых подходов, методик и обучение специалистов, занятых в организации работы национальной антиотмывочной системе, как среди частного сектора, так и государственных органов.

Еще несколько слов по поводу санационных мер, осуществляющихся Банком России. Очищение банковской системы от нездоровых элементов - это повседневная практика работы регулятора, соответствующие действия осуществлялись им и в прежнем формате, а при необходимости будут осуществляться впредь. Если девизом банка является принцип «знай своего клиента», то для регулятора этот девиз будет звучать так: «знай поднадзорный сектор».

Хотелось бы только подчеркнуть, что принимаемые меры Центральным банком в отношении кредитных организаций - это следствие действия всех элементов национальной антиотмывочной системы и законопослушных коммерческих банков , которые в своих сообщениях в Росфинмониторинг информируют о своих недобросовестных коллегах и финансовой разведки, выявляющей банки-прачечные, и правоохранительных органов, пресекающих деятельность криминального менеджмента некредитных организаций и Парламента, определяющего нормы закона, позволяющие выявлять отмывочные механизмы и пресекать их.

«Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно- финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или, как еще говорят, «прачечных» при этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены» (В.В. Путин).

Повышение прозрачности экономики, декриминализация финансовых операций - не разовая акция, в которой результата можно добиться, применив несколько десятков раз какой-то свежий законодательный механизм, а постоянная работа, основанная на глубоком изучении клиентуры, анализе деятельности и связей клиента, а также возможно стоящих за ним бенефициаров.

В завершении своего выступления хотелось бы еще раз напомнить собравшимся, что октябрьское Пленарное заседание ФАТФ, приняв отчет России, тем самым подтвердило, что нормативная база национальной антиотмывочной системы соответствует международным             стандартам. В ходе проверочной миссии в 2015 году нам нужно будет убедить экспертов ФАТФ в ее эффективной деятельности.