Выступление заместителя директора Росфинмониторинга Д.Г. Скобелкина на семинаре-совещании с надзорными органами и МРУ Росфинмониторинга «Оценка эффективности работы системы ПОД/ФТ. Реализация подхода, основанного на оценке рисков в сфере ПОД/ФТ»

(14-15 ноября 2012 года, г. Тула)

За прошедшее десятилетие по нашим и зарубежным оценкам в Российской Федерации удалось сформировать в целом эффективную систему ПОД/ФТ, основанную на сотрудничестве частного сектора и государственных структур. Эта система успешно прошла проверки и неоднократно удостаивалась положительных экспертных оценок со стороны ряда международных структур. В их числе ФАТФ − FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и ЕАГ − Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Объективное свидетельство результативности предпринимаемых усилий − международный престиж России, который удаётся поддерживать на должном высоком уровне. Нам удалось достигнуть ряда заметных результатов. Наше сотрудничество оказалось не только плодотворным, но и конструктивным - систему противодействия отмыванию незаконных доходов и финансирования терроризма удалось создать в национальном масштабе.

Вместе с тем текущий 2012 год был непростым. Не только из-за ряда кризисных проявлений в мировой экономике, но и потому, что недавно принятые рекомендации ФАТФ содержат новые, повышенные требования. Произошло значительное ужесточение норм оценки национальных систем, критериев эффективности противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. И теперь ФАТФ требует практических результатов.

Проблемам противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма руководством страны уделяется всё больше внимания.

По поручению Президента в январе этого года была создана специальная межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций.

В состав рабочей группы вошли руководители Росфинмониторинга, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Банка России, ФСКН России, ФНС России, ФТС России и ФСФР России.

Росфинмониторинг совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации является координатором группы.

Основным приоритетом работы группы является ликвидация основных схем сокрытия доходов и получения взяток, вывода финансовых средств в теневой оборот, в том числе за рубеж.

Одной из серьёзных проблем остаются и «фирмы-однодневки», через которые идёт отмывание, проводятся транзитные операции, связанные с криминалом. Именно такие фирмы используются для вывода средств в теневую экономику. Недопустима и аффилированность топ-менеджмента компаний с государственным участием с такими «фирмами-однодневками».

Также необходимо сосредоточить усилия на наиболее чувствительных для населения отраслях экономики, таких как ЖКХ и энергетика.

Задачи, которые ставят перед нами Президент и Правительство можно решить только сообща.

Мы не можем допустить падения рейтинга нашей страны и снижения степени доверия к российской финансовой системе, которое может повлечь за собой миллиардные убытки для бизнеса.

Выработанные на практике механизмы взаимодействия с ведомствами позволяют увидеть многомиллионные, а иногда и многомиллиардные хищения, в первую очередь в бюджетной сфере, пресекать преступные замыслы.

Росфинмониторинг и надзорные органы являются основным инструментом, который может и должен обеспечивать бесперебойную работу организаций – субъектов антиотмывочной системы.

Нам важно не гоняться за криминалом из одного сегмента в другой, а опережать события. Для этого нужно совместно прогнозировать возможные модели преступной деятельности раньше, чем сами преступники.

Нужно вместе искать возможные пути совершенствования нашей работы, повышения эффективности надзора.

Эффективность системы надзора напрямую зависит от её комплексности. Система не должна быть «рыхлой» и, тем самым, уязвимой. А эффективность нашей работы во многом зависит от своевременности и качества проводимых проверок.

Необходимо вводить в практику работы ранжирование угроз, их прогнозирование, выявлять «зоны особого внимания», и выработки адекватных мер на всех уровнях системы ПОД/ФТ. При этом надо понимать, что с течением времени ситуация может измениться и могут появиться новые угрозы и следовательно оценка рисков и угроз должны стать повседневной практикой.

В июне следующего года нам предстоит не просто защита очередного отчёта о прогрессе – ФАТФ будет решать вопрос о снятии России с постоянного ежегодного мониторинга. Это значит, что недостатки нашей системы, которые эксперты отметили в ходе оценки, должны быть устранены полностью. И мы должны быть готовы к тому, что эффективность работы надзорного блока будет оцениваться в первую очередь.

Да, мы начали внедрять рекомендованный ФАФТ риск-ориентированный подход в надзоре ещё с 2008 года и практика работы показала эффективность такого подхода. Но нам есть ещё над чем работать.

Основной результат и нашей работы, и работы наших коллег из надзорных органов, должен заключаться в принятии эффективных, действенных мер по пресечению противоправной деятельности высокорисковых организаций.