Институт социально-политических исследований

Российская академия наук

Россия в новой социально-политической реальности.

Выпуск 3. «Риски: стратегия, практика оптимизации и упреждения»

 

Глотов Владимир Иванович

Соколовский Олег Анатольевич

Костянецкий Роман Петрович

Корчинская Виктория Анатольевна[i]

 

СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Современная Россия, а вместе с ней, страны постсоветского пространства, сейчас находятся в той точке бифуркации, когда от алгоритма действий и целеполаганий, стратегии, тактики и скорости принятия решений будет определяться будущее всей нации в ближайшие 70-100 лет. На карту поставлены целостность, суверенитет и, без преувеличения, само существование России, как единого и независимого государства.

Сегодня мы столкнулись с огромным множеством кризисных явлений, негативным образом отразившихся на всех, без исключения, сферах деятельности. Лавинообразный характер комплекса дестабилизирующих процессов требует немедленного вмешательства государства и научного сообщества с целью их нейтрализации. А последствия санкционной политики, проводимой США и странами ЕС в отношении России, стали своеобразной сетью индикаторов, которые со всей очевидностью указали на наиболее уязвимые места в системе безопасности страны и предопределили путь к самодостаточной экономике.

В процессе своего развития, с ростом технологического уровня, человечество прошло долгий путь от феодальных войн и колониальной экспансии, до неоколониального периода и сетевых войн. Сетевые войны - это совершенно новое для нас явление, принципиально меняющее наши традиционные представления о стратегии и тактике ведения боевых действий. В основе стратегии сетевых войн лежит, так называемая, "теория управляемого хаоса". "Сетевые войны" - это новейшая технология ведения боевых действий, разработанная Пентагоном на основе идей Клаузевица и Маршала СССР Н.В. Огаркова, которая пришла на смену ядерному сдерживанию периода "холодной войны".

В отличие от ядерного оружия, война нового типа обладает неизмеримо более мощным поражающим действием, так как затрагивает абсолютно все, без исключения, области жизнедеятельности человека. В своем широком инструментарии сетевая война использует так называемые DIMET-операции, что расшифровывается как: Дипломатия, Информационные операции, Вооруженные силы, Экономика и Технологии. В механизме DIMET-операций реализуется принцип трансграничного давления, а главной целью ставится разрушение всех ключевых взаимосвязей системы, которые опутываются плотной сетью внутренних и внешних деструктивных моделей.

Текущая ситуация характеризуется тем, что так называемые классические боевые операции отошли на второй план и стали лишь вспомогательным инструментом современных сетевых войн. Их конечными целями являются установление сетевого контроля и внешнего управления информационно-цифровым полем, процессом формирования ценностей, доступом к финансам и технологиям, политической и культурной элитой, центрами активности молодежи и социальных групп, этническими и социальными меньшинствами, национальными и религиозными движениями, оборонным комплексом, интеллектуальными и научно-образовательными центрами и т.д. - фактически над всеми элементами объекта агрессии. Таким образом, формируется огромное количество точек напряжения и нестабильности. При этом, объект агрессии, зачастую, не понимая сути происходящих процессов и бессистемно борясь со следствиями в попытке нейтрализовать некоторые из таких центров напряжения, - неизбежно теряет темп, упускает из виду ключевые элементы и лишь усугубляет ситуацию, все глубже запутываясь в хаосе неуправляемых процессов. Поэтому стратегия противодействия должна строиться на принципе упреждающего и жесткого централизованного управления абсолютно всеми процессами, максимально стараясь избежать старого принципа "лебедь, рак и щука".

Таким образом, формируемая противником сеть деструктивных моделей становится генератором нарастающих хаотических процессов, стимулирующих развитие широкого мультипликатора рисков во всех сферах национальной системы. Это приводит к полной потере эффективности управления и утрате контроля над всеми элементами системы, а в конечном итоге - к разрушению территориальной целостности, смене режима и установлению новой "марионеточной" власти. Территории, подвергшиеся сетевой агрессии, как правило, утрачивают свою суверенность, погружаются в хаос и становятся или сырьевыми колониями или базами для террористических групп, перевалочными центрами для наркотрафика, торговли людьми и оружием.

Характерной особенностью сетевой войны является высокая скорость принятия решений, мгновенная обратная связь, постоянное изменение самой сети и методов её воздействия.  Поэтому громоздкая, неповоротливая и инертная система управления и контроля, а также абсолютное большинство классических методов защиты обречены на провал в столкновении с новыми сетевыми стратегиями. Сетевые войны являются качественным сдвигом, характеризующим глубокие изменения в военных технологиях и обществе в целом - это война за мобильность.

Одним из главных принципов сетевой стратегии является форматирование всех финансово-экономических и социально-политических процессов, механизмов функционирования, структуры и принципов управления, методов и форм циркуляции финансовых, информационных, товарно-денежных, социально-культурных и всех прочих потоков объекта агрессии под требуемые стандарты противника, что в итоге неминуемо разрушает все контролируемые взаимосвязи и приводит к абсолютной зависимости.

Не вдаваясь в подробности всего спектра последствий сетевой агрессии, перечислим лишь некоторые из них:

  1. Передел собственности и формирование новых финансовых и политических элит.

События 10-20-летней давности убедили нас в чрезвычайной эффективности столь радикального метода переформатирования социально-политических и финансово-экономических процессов, с последствиями которого мы вынуждены бороться до сих пор. Это был период жестких потрясений и не менее жёсткого внешнего управления, когда значительная часть политических элит, национальной экономики и государственных структур действовали по указанию и в интересах третьей стороны. Лишь в начале 2000-х годов удалось переломить катастрофический тренд, ведущий в пропасть, и заложить первые основы для восстановления национальной государственности. Тем не менее, следует обратить внимание на тот факт, что по-прежнему подавляющее большинство финансово-политических элит (в том числе не имеющих двойного гражданства) рассматривает собственные активы в РФ лишь как источник личного обогащения ("дойную корову) и "входной билет" в элитарные структуры Запада. Как ни печально это осознавать, но они совсем не заинтересованы в модернизации производства, развитии и укреплении национальной экономики. При этом вкупе с отсутствием адекватной промышленной политики и централизованного управления рисками, сегодня государство поставлено перед необходимостью национализации финансовых убытков корпоративного сектора и угрозой дестабилизации социальной обстановки.

Доказательством служат данные ЦБ РФ. На 01 января 2015 г. из почти $597,2 млрд. внешнего долга РФ, $41,6 млрд. (7%) приходится на государство, $10,5 млрд. (1,7%) - на ЦБ РФ, $171,4 млрд. (28,7%) - на банки, и $373,6 млрд. (62,5%) – на корпоративный небанковский сектор (величина банковского и корпоративного долга приведена без учета доли государственного участия и трансграничного внутригруппового кредитного финансирования). По данным МВФ, в период с апреля по декабрь 2015 г. России предстоит погасить около $74 млрд., из которых лишь 3% приходятся на государственный долг.

2.      Наркотрафик и торговый оборот наркосодержащих средств.

Только по официальным данным ФСКН по состоянию на 2014 год в РФ насчитывалось около 8-8.5 млн. наркозависимых граждан, что составляет более 6% населения страны и это без учёта тех, кто употребляет наркосодержащие средства лишь периодически. Более 65% всех преступлений в стране связано с наркотиками, при этом около 80% всех мелких преступлений приходится на наркопотребителей, а из всех преступлений, совершенных в организованной форме на долю наркопреступлений приходится 82%. По словам главы ФСКН Виктора Иванова "... годовой объем российского наркорынка приближается к полутора триллионам рублей" и привел данные, что по разным оценкам годовой оборот мирового наркобизнеса колеблется от 500 миллиардов до триллиона долларов. Принимая во внимание эти цифры и вероятную динамику, можно предположить, что на долю России приходится около 6-10% мирового объема рынка наркотических средств. Как отметил глава ФСКН на Министерской встрече БРИКС, которая прошла в Москве 22 апреля 2015 года, -  "Эти деньги пополняют теневой сектор мировой финансовой системы и разрушающе действуют и на бизнес, и на политическую стабильность, к тому же подпитывают терроризм".

В качестве краткого отступления, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что во время эскалации конфликта на Украине, организаторы государственного переворота сделали ставку, в числе прочих, на нарко- и алкозависимых членах социума. Они стали опорной точкой при создании множественных очагов напряжения по всей стране, во многом упростив и ускорив процесс смены власти. В связи с этим особенную озабоченность вызывает проблема легализации наркотиков в этой стране, которая все чаще поднимается известными иностранными политическими деятелями и представителями бизнеса в своих официальных и публичных выступлениях. Учитывая место и роль Украины, как одной из важных точек транзита наркосодержащих средств в Европу, а так же критически низкий уровень жизни её 42-миллионного населения, можно с уверенностью говорить об определяющем влиянии этих факторов на рост наркопотребления и числа наркозависимых на территории России в ближайшие годы.

Распространение новых методов стимулирования наркопотребления в молодёжной среде наносит удар в самое сердце России - по будущему нации и её жизнеспособности. В зоне риска находится наиболее активная часть социума в возрасте до 35 лет. В заключение данного пункта достаточно упомянуть, что для стимулирования наркопотребления в молодежной среде и усложнения процесса контроля над оборотом наркосодержащих средств, противник активно применяет новейшие разработки в сетевых стратегиях ведения войн, используя в этих целях электронные аналоги денежных средств, криптовалюты, компьютерные сетевые игры, пластиковые карты, производные инструменты и платёжные средства, а также широкий спектр других методов и технологий. Под ударом оказалось не только физическое, но и духовное здоровье нации - её будущее.

3.      Незаконный оборот оружия, террористические акты, рост преступности и насилия.

 Один из разработчиков концепции войн нового типа, Фрэнк Хофманн, в 2011 году не случайно среди полного арсенала используемых инструментов сетевой агрессии особенно отметил террористические акты, эскалацию насилия и криминогенной обстановки, эффективность которых находится в прямой зависимости от незаконного оборота оружия, (в т.ч. массового поражения) и наркотических средств. Это, помимо всего прочего, создает высокую степень напряжения в обществе, уничтожает доверие к институту власти, генерирует массу деструктивных процессов, на фоне которых любая, даже самая безобидная общественная акция может перерасти в кровопролитную бойню и массовые беспорядки. В рейтинге стран по уровню Глобального Индекса Терроризма, подготовленного Институтом экономики и мира совместно с Университетом Мэриленда в 2014 г. Россия заняла 11 место с показателем 6,76 после таких стран, как Ирак, Пакистан, Афганистан, Нигерия, Сирия, Индия, Сомали, Йемен, Филиппины и Таиланд. По мнению исследователей, наиболее существенное влияние на величину индекса оказывают такие факторы как политическая нестабильность, вражда между различными социальными группами и массовые нарушения прав человека, коррупция, криминализация финансово-экономических связей, незаконный оборот наркотиков и оружия. Причем, вопреки распространенному мнению страны с низким уровнем дохода менее подвержены терроризму, чем страны со средним уровнем дохода. А снижение образовательного, интеллектуального и культурно-правового уровня населения формирует более чем благоприятную среду для устойчивого роста международного терроризм и криминализации национальной экономики. Переоценить важность элементов, указанных в данном пункте невозможно.

4.      Разрушение систем образования, науки и здравоохранения.

В 90-е годы на фоне тотальных кризисных явлений были заложены основные механизмы, стимулирующие резкую стагнацию этих систем. Результаты не замедлили себя ждать - резко упал средний интеллектуальный уровень, сократилась продолжительность жизни (по данным Росстата в период 1990-1995 г.г. с 69,1 до 64.5), ухудшилась демографическая ситуация, наметились пугающие тенденции отставания в ведущих перспективных отраслях науки, утрачена существенная часть научного наследия, что неизбежно отразилось на всех без исключения сферах национального хозяйства и общества. По данным за период с 1980 по 2014 гг. в рейтинге стран по уровню продолжительности жизни, публикуемым Программой развития ООН, Россия занимает 129 место с величиной Индекса продолжительности жизни равной 68, соответственно после таких стран, как Непал, Бутан, Лаос и Узбекистан. По данным ЮНЕСКО интеллектуальный потенциал молодежи России находится на 47 месте в мире, примечательно, что в 1953 году Россия занимала 3 место в мировой интеллектуальной среде. Количество научных и проектных организаций за период с 1990 года по 2003 год, сократилось в 7 раз, конструкторских бюро почти в 4 раза, научно – исследовательских институтов стало меньше на 800, из России уехали в другие страны более 800 000 ученых, а средний возраст оставшихся превысил 60 лет - на фоне этих показателей, с учётом среднего износа основного оборудования в 60-70%, так  остро необходимая модернизация российской экономики и промышленности неизбежно столкнется с огромным комплексом непреодолимых препятствий.

Напряженная работа последних лет, направленная на исправление сложившийся ситуации, позволила частично приостановить нарастающий тренд процесса стагнации. Однако сегодня мы оказались в том положении, когда при самом остром дефиците талантливых кадров нам приходится в авральном режиме пытаться сократить отставание, которое в некоторых отраслях уже превышает более 20-30 лет. При этом сохраняется высокая степень зависимости от импорта, которая в ряде отраслей наукоёмкой промышленности по данным Минпромторга составляет критические 70%, а импортозависимость в некоторых сегментах добывающего комплекса по данным министра энергетики А. Новака превысила 80-90%.  В условиях ускоренного темпа смены технологий Россия без принятия экстренных мер в скором времени может пройти точку невозврата и отстать навсегда. А если принять во внимание тот факт, что, несмотря на все программы, стратегии и государственную поддержку структура российской экономики по-прежнему носит дефектный колониальный характер, а высокотехнологичного сектора вообще не существует - картина предстаёт не столько печальная, сколько катастрофическая. Ведь именно за счет прорывных и так называемых "закрывающих" междисциплинарных технологий у России появится шанс выстоять в этом тотальном противостоянии.

5.      Утрата информационно-цифрового суверенитета.

Информационное общество - пожалуй, так можно охарактеризовать современный социум. Информационно-цифровые потоки пронизывают абсолютно все сферы деятельности и взаимодействия мировых национальных систем, формируя, определяя и оказывая огромное влияние на все, без исключения, процессы. Их влияние настолько велико, что они изменяют не только мировоззрение, систему ценностей отдельного индивида и социальных групп, но кардинальным образом формируют и изменяют когнитивные и поведенческие функции человека, саму реальность. И реальность обретает осязаемые черты лишь, когда информация о ней попадает в информационно-цифровое поле. А в сочетании с социально-политическими, психолингвистическими и прочими новейшими технологиями - превращаются, пожалуй, в самое мощное оружие массового поражения за всю историю человеческой цивилизации. Масштаб проблемы настолько велик, что даже самое краткое изложение её сути и последствий займет многотомный труд. Очень кратко перечислим лишь малую часть инструментов и последствий их применения:

         -инструменты: SWIFT; международные информационные и рейтинговые агентства; международные электронные и производные платёжные системы; криптовалюты; СМИ; интернет-технологии; телевидение и стрим-телевидение; лидеры музыкальных  течений; 3D-технологии; сетевые ритейлеры в сферах развлечений, торговли, медиа-бизнеса; политтехнологи; новейшие разработки в сфере меметики (раздел науки о стимулировании имитации); любые социальные группы и образования; оверлейные сети; международные транснациональные общественные, политические, экономические и прочие организации и институты; сетевые протоколы; методы сбора, обработки и трансформации информационных потоков; системы контроля и защиты; программные среды; и абсолютно всё остальное, что так или иначе сопряжено с интенсивным информационно-цифровым обменом.

         - последствия: смена типа ментальности, системы ценностей и норм целого поколения; уничтожение поведенческо-оценочных границ  должное/не должное; смена уклада социальных групп; нейтрализация способности к критической и объективной оценке; манипуляция алгоритмом поведения, стереотипами, привычками, общественным мнением; отсутствие централизованной медийной политики; полная потеря контроля над информационными интернет-ресурсами и источниками их финансирования; влияние на товарно-денежные потоки и экономику в целом; кардинальное изменение психосоматических функций и шаблонных типов; утрата эффективности функций государственного контроля и мониторинга; полная утрата контроля над основными жизненно важными объектами и сетями; и огромное количество прочих последствий, которые, так или иначе, сплетаются во взаимозависимую сеть и по достижении критической массы изменений способны единовременно в краткий период времени лавинообразно обрушить всю национальную систему, вплоть до её полного уничтожения. Важно отметить, что с учётом новых вызовов и угроз, в существенной доработке нуждаются Доктрина информационной безопасности РФ, а также связанный с её реализацией документарно-правовой комплекс и план мероприятий по нейтрализации и противодействию.

6.      Неконтролируемая коррупция.

В рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции Россия занимает 136 место после Ливана и Нигерии. В общем объеме теневого рынка РФ коррупции принадлежит львиная доля объема операций, которая, по нашему мнению, составляет от 60 до 70 %. По данным Национального антикоррупционного совета, в 2013 году объем российского рынка коррупции превысил 300 миллиардов долларов (15 триллионов рублей по текущему курсу), что сопоставимо с доходной частью бюджета РФ.

Теневой рынок, как известно, является одной из фундаментальных причин стагнирующей экономики. Именно "благодаря" коррупции из каждых 100 рублей, выделяемых на различные программы, национальная система получает, в лучшем случае, не более 30-40 рублей, а неизбежное в данном случае ослабление контроля порождает новые центробежные процессы. При этом наблюдается интересный эффект - там, где есть коррупционная составляющая - объект государственной поддержки хоть как-то, но функционирует "на последнем дыхании". Там же, где её нет - наблюдается разрушение объекта поддержки и практически полное прекращение функционирования. Не будем детально описывать весь комплекс последствий, генератором которых является коррупция, достаточно обозначить, что разрушающему действию подвергаются все сферы национальной системы - обороноспособность, экономика, образование и наука, здравоохранение, культура и все, без исключения, социальные процессы.

В свою очередь, именно коррупция, вкупе с другими последствиями сетевой агрессии, является фактором, стимулирующим криминогенную обстановку, финансово-экономическую и социально-политическую нестабильность в государстве, что в итоге приводит к полной потере контроля над ситуацией. Как следствие, чувство социальной несправедливости и несогласие со сложившейся системой становятся потенциальным источником риска дестабилизации, в существенной мере снижая степень социального согласия и уровень доверия к власти. При этом определяющее влияние на усиление социальной стратификации в обществе оказывает прогрессирующая аномия, как реакция на эффект "отравления деньгами" и обострившийся клептократический характер современного российского общества.

7.      Теневой финансовый рынок.

Теневой финансовый рынок - основа и стержень теневой экономики. Пожалуй, он один из тех главных связующих элементов, без эффективного функционирования которого все прочие последствия сетевой агрессии получат ощутимый удар и в значительной степени утратят свой поражающий эффект, а где-то и прекратят своё существование. На финансовой составляющей построена вся современная цивилизация. Финансы так или иначе присутствуют во всех сферах любого национального государства, поэтому так важен контроль государства за финансовыми потоками и национальной финансовой системой, эффективность которого зависит от степени прозрачности национальной экономики. Там, где этот контроль ослаблен, искажён или отсутствует - крепнет теневой рынок, растёт криминализация общества и неизбежно рушится национальная экономика. Он как зеркало, в котором отражаются все проблемы государства. По нашему мнению, на долю "теневой" экономики приходится от 40 до 50 % ВВП России. Масштаб теневого рынка находится в прямой корреляции с масштабом проблем в государстве и является гибкой сетью индикаторов, по которым можно с достаточной долей вероятности определить комплекс причин, стимулирующих его рост. Именно теневой рынок оказывает определяющее влияние на эффективность функционирования всей национальной финансово-экономической системы. Нельзя забывать, что рост теневого рынка обусловлен активным содействием непосредственно кредитно-финансовой отрасли и  абсолютно нежизнеспособен без её участия.

Следует отметить, что в последние годы удалось в существенной мере оказать влияние на неконтролируемый рост теневого рынка и нанести ряд, в том числе упреждающих, ударов по многим ключевым областям и несколько приостановить темпы его развития. Однако, скудный набор доступных средств, инструментов, пруденциальных мер и возможных методов противодействия не позволяет достичь действительно ощутимых результатов и максимальной эффективности предпринимаемых мер. Многие ключевые области теневого рынка (особенно в сфере виртуальных финансовых активов всех видов) по-прежнему остаются вне области жесткого государственного регулирования и контроля, получают дополнительную подпитку за счет непродуманных государственных мер. Борьба с теневыми структурами ведется практически в ручном режиме. Это объясняется, прежде всего, тем, что сама проблема теневого рынка носит междисциплинарный характер и в той или иной степени затрагивает функционал абсолютного большинства государственных и корпоративных структур и для того, чтобы консолидировать усилия многих сторон в одном направлении, необходимо обладать действительно ощутимыми возможностями и рычагами влияния.

8.      Утрата полноценного контроля над национальной кредитно-финансовой и инвестиционной системами.

Длительное время государством не предпринималось никаких мер по защите своей финансовой системы от внешнего влияния, что в течение краткого периода времени предопределило критическую степень её зависимости. Многие процессы интеграции национальной системы в евро-атлантическую сеть были стимулированы и ускорены принятием соответствующих законодательных и нормативных актов. Достаточно упомянуть, что отключение национальной кредитно-финансовой системы от таких международных сетей, как Reuters, Bloomberg и SWIFT поставит всю финансовую систему страны на грань краха. Национальная финансовая система - это основа основ государства, без которой невозможно себе представить его существование. Экономический потенциал страны напрямую зависит от состояния национальной финансовой системы. Проведенный краткий и поверхностный анализ лишь некоторых элементов кредитно-финансовой системы позволил выявить следующее:

В основу методики оценки финансового состояния кредитной организации Банком России положена классическая американская методология СAMELS, которая во многом не отражает национальной специфики деятельности системообразующих банков РФ и не позволяет достаточно полно оценить степень их устойчивости и стабильности. Предлагаемый в таких условиях механизм стабилизации деятельности системообразующих банков должен это учитывать.

Методика определения перечня системно значимых кредитных организаций относит к таковым лишь самые крупные организации, используя в своей основе фрагментарный макроэкономический подход, что, в общем, верно, но совсем не учитывает национальной специфики. Такой подход, в том числе, в отрыве от отраслевого анализа, не позволяет получить полноценное системное видение ситуации и последствий его реализации на практике. За рамками внимания остаются отраслевые и внутрирегиональные особенности, а также кредитно-финансовые организации местного значения, оказывающее существенное влияние на экономику отдельно взятого региона и тесно интегрированные во все процессы на региональном уровне. Игнорирование этих немаловажных факторов не позволяет отнести данную методику к комплексной и глубоко продуманной.

Механизм поддержки системообразующих банков в том виде, в каком он предлагается сегодня к реализации, является ничем иным, как санацией кредитных организаций, находящихся в предбанкротном состоянии. А бесконтрольный, нерегулируемый рост внешнего корпоративного долга и отсутствие адекватной промышленной политики во многом предопределили утрату существенной части экономического суверенитета. Без понимания настоящих причин и механизма их влияния, такая санация является лишь средством переноса процесса банкротства на незначительный срок во времени и национализацией убытков частного сектора, но никак не средством стимулирования экономики. Что касается механизма поддержки системообразующих предприятий, то ввиду отсутствия необходимых законодательных актов и прозрачных схем реализации предусмотренных мер, он вызывает серьёзные вопросы относительно их законности.

Методика оценки качества управления кредитной организации во многом привязана к классификации, основанной на экспертных мнениях ведущих американских рейтинговых агентств "Standard&Poor's", "Fitch Rating's" и "Moody's Investors Service". Это предопределяет необходимость полного соответствия национальной финансовой системы западным стандартам и перестройку всех процессов по шаблонам евро-атлантической финансовой системы.

В глубоком анализе нуждается методика определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а также ряда обязательных экономических нормативов банковской деятельности, в основном базирующихся на стандартах Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III). Хотим обратить внимание на тот факт, что сами разработчики данного документа до сих пор не имеют представления о полном комплексе последствий его внедрения и механизмах влияния на отдельно взятую национальную экономику.

Учитывая изложенные выше факторы, можно сделать вывод о критической степени перестройки финансовой системы РФ под стандарты западной модели и беспрецедентной зависимости от неё.

Следует отметить, что в условиях существенной трансформации международных и внутренних финансово-экономических и социально-политических процессов особенно очевидной стала проблема отсутствия в системе Национальной Безопасности РФ такого ключевого центрального элемента, как Система Финансовой Безопасности, что, на наш взгляд, является не допустимым и способным воспрепятствовать успешной реализации всего комплекса стратегических целеполаганий и антикризисных мер, направленных на стабилизацию и качественный перелом сложившейся ситуации. А если принять во внимание тот факт, что вся современная человеческая цивилизация построена на финансах и без них невозможно полноценное существование ни одной национальной системы, то такой пробел в системе Национальной Безопасности РФ представляется критическим.

 В связи с этим, форсированна научная разработка концептуальных подходов и решений, способных объединить разрозненные односторонние ведомственные модели оценки и предупреждения финансово-экономических угроз и рисков в единый комплекс и сформировать на его основе базовые элементы Системы Финансовой Безопасности РФ, позволит устранить выявленные пробелы. А создание и последовательная реализация в её рамках Концепции Финансовой безопасности РФ, а так же утверждённая программа фундаментальных научных исследований Президиума РАН «Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса» должны обеспечить успешную реализацию этого стратегически важного проекта и гарантировать стабильное развитие всей национальной системы.

Таким образом, ситуация, свидетелями которой мы стали сегодня, является прямым следствием:

  • общемирового кризиса западной либеральной модели;
  • целенаправленной сетевой агрессии противника;
  • серьёзных пробелов и искажений в системе национальной безопасности РФ;
  • отсутствия централизованного государственного планирования и продуманной промышленной политики;
  • дефектной модели структуры экономики;
  • неготовности России к новым вызовам и угрозам, обусловленных высокой степенью её зависимости от внешних факторов и утратой существенной части финансово-экономического и информационно-цифрового суверенитета;
  • громоздкой и малоэффективной системы контроля и управления, в которой реакция или безнадёжно запаздывает, или отсутствует вовсе.

         При этом подавляющему большинству мер государственной поддержки, несмотря на удовлетворительную степень их проработанности, всё еще свойственны такие существенные недостатки, как:

  • отсутствие комплексного междисциплинарного подхода в решении поставленных задач;
  • построение алгоритма действий на основе узкофрагментарного подхода и простейших решений, направленных на достижение мгновенного эффекта без учёта причин и комплекса последствий;
  • безответственное копирование западных моделей и игнорирование национальной специфики;
  • выработка решений без учета эффективности и качества объектов поддержки;
  • пирамидальный принцип некоторых антикризисных моделей, не предполагающий качественного перелома ситуации;
  • игнорирование принципа упреждающего управления и как следствие - запаздывание реакции и утрата актуальности;
  • ориентация на принятие решений, а не на результат;
  • недостаточный уровень компетентности и ответственности.

 Совершенно очевидно, что сегодня мы столкнулись с чем-то совершенно новым. Ведь в процессе всей нашей истории - истории революций, непрестанных смен империй, войн, конфликтов и противостояний - мы, как правило, знали своего врага в лицо. Его олицетворяли вполне определённые государства, нации и социальные группы. Сегодня же мы столкнулись с качественно новым противником, который не принадлежит к конкретному народу или государству, он обезличен и у него мало общего с образом врага прошлых лет. Но их объединяет одно - цель. Методы стали невероятно изощрёнными, а вот цель - всё также примитивна и базируется на старых, как мир, страстях - алчности, жажде безграничной власти и существовании за счет других. Цель и ментальность паразита - вот, пожалуй, и всё, что их объединяет. Вполне возможно, что именно абсолютная чужеродность паразитарной ментальности национальному коду и традиционному жизненному укладу русской нации лежит в основе этого противостояния систем ценностей, непрекращающегося уже тысячу лет.

Сегодня наш противник не США и их союзники (они скорее орудие), но обезличенная транснациональная финансовая и корпоративная элита. Так настойчиво насаждаемая либеральная модель представляет собой идеальную среду для глобальных Транснациональных Корпораций (далее ТНК), главной целью которых является максимизация прибыли. В рамках этой модели любая государственная система рассматривается как инструмент, используемый ТНК для достижения своих целей и лоббирования собственных интересов. При таких условиях наблюдается обострение межгосударственной конкуренции за предоставление максимально привлекательных условий для ТНК. Такой поход является гибельным для любого государства и принципиально ошибочным, так как не государство в руках ТНК, а именно ТНК должны быть инструментом в руках сильного государства, используемым в целях укрепления национальной мощи, развития экономики и роста благосостояния населения. В сильном государстве с компетентной централизованной властью ТНК обречены быть инструментом, а не кукловодом. Россия - это, прежде всего, сильное государство. Вне его русский человек не мыслит своего существования, да и не может существовать. Либеральная модель - прямая противоположность сильному государству. И сегодня на кону стоит именно выживание нации, сохранение традиционной системы духовных ценностей и образа жизни, уникального национального кода.

Никогда нельзя забывать, что Русь была Великой не столько протяженностью своих территорий, сколько именами выдающихся людей, сделавшими ее таковой. Величие нации всегда определяется теми, кто её составляет, а когда личностей мало - нация становится толпой. Платон в своём трактате "Государство" одним из недугов государства назвал неспособность найти применения выдающимся личностям. Поэтому наш долг мобилизовать на преодоление системного кризиса всё лучшее, что у нас есть, а главное - умы.

В контексте сказанного, по-прежнему не потеряло своей актуальности высказывание одного из авторов статьи, озвученное в 2011 г. в присутствии Президента РФ Медведева Д.А.,на одной из конференций, организованной так называемыми "новыми либералами": «Нам кажется, что некоторые политики неверно понимают смысл развития и эволюции. Революций в ХХ веке в России было достаточно. Пора остановиться. Задуматься. Осознать. Реализовать мощь одной шестой части суши и людей, её населяющих. Прислушаться пока к еле слышным голосам, порой и шёпот несет больший смысл, чем крик, а тишина и молчание вообще имеют сакральное и метафизическое значение. Неравномерность развития заложена в природе эволюции. Россия никого не должна догонять, ей также нет необходимости с кем-либо соревноваться, кроме как в спорте (и то важно участие), необходимо перестать испытывать комплексы неполноценности по поводу публикации вымышленных рейтингов. Россия - самодостаточная страна, способная к созданию условий для творческого развития и нравственной эволюции всех населяющих её территорию народов.
     Россия - это вещь в себе. Она настолько сложна и многообразна, что это создаёт неприкрытую форму превосходства, отсюда зависть и враждебность, которая потом выливается в Интернет и другие средства массовой информации. Роль интеллектуальной элиты России заключается в создании условий для обретения счастья, то есть для постоянного и устойчивого развития, и защита населения от потока ненависти, и невежества.
     Россия должна соревноваться только сама с собой, других соперников у неё нет по определению. Признание этого тезиса политической элитой и наполнение его конкретным, понятным населению, или, как принято говорить в политических кругах, электорату, содержанием, позволит в течение 20-30 лет решить практически все кричащие злободневные проблемы, начиная от надоевшего всем квартирного вопроса и заканчивая развитием космоса.
     При этом важно не стараться добежать до могилы первым. А постепенно, не спеша, создавать условия для раскрытия огромного природного и нравственного потенциала России. При этом каждый на своём месте, и не важно, высокая это государственная должность или работник коммунального хозяйства, проблема России одна - нас очень мало. Поэтому каждый человек должен стать самой большой ценностью».

 

Литература:

  1. Официальный сайт Центрального Банка РФ URL:http://www.cbr.ru.
  2. Официальный сайт Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков  URL: http://www.fskn.gov.ru
  3. Официальный сайт Института экономики и мира URL: http://economicsandpeace.org.
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ URL: http://www.gks.ru.
  5. Официальный сайт Программы развития ООН URL: http://hdr.undp.org/es.
  6. Официальный сайт Юнеско URL: http://www.unesco.org/new/ru.
  7. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ URL: http://minpromtorg.gov.ru
  8. Официальный сайт Министерства энергетики РФ URL: http://minenergo.gov.ru.
  9. Официальный сайт Международного Центра Антикоррупционных исследований и инициатив URL: https://www.transparency.org.
  10. Официальный сайт Национального антикоррупционного совета РФ URL:  http://www.korrup.ru.

 


[i]Глотов Владимир Иванович, профессор, ИСПИ РАН, Заведующий Лабораторией финансового мониторинга.

 

Соколовский Олег Анатольевич, д.э.н., профессор, ИСПИ РАН, Научный руководитель Лаборатории Финансового Мониторинга

 

Костянецкий Роман Петрович, ИСПИ РАН, ведущий экономист Лаборатории финансового мониторинга

 

Корчинская Виктория Анатольевна, АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», координатор Департамента науки и образования

Скачать