Уважаемые коллеги!

Дамы и господа!

Тема нашей сегодняшней встречи – «Угрозы и риски для экономик стран БРИКС». Такой выбор не случаен: мир сегодня погружен в «финансовую смуту». Кризис продолжается и усугубляется. Попытка действовать привычными традиционными методами не приводит к улучшению ситуации, а предлагаемые«рецепты» оздоровления экономик не всегдавызывают положительные оценки.

Нужно переосмыслить подходы. Государства с развивающейся экономикой, к которым как раз относятся страны БРИКС должны принять в этом активное участие. Вместе мы сможем найти правильное решение. Здесь собрались те, кто на основе своего профессионального опыта и знаний должны научить молодое поколение наших стран, как не допускать подобных кризисов, вовремя оценивая риски, а уж если это произошло, показать, как быстро устранить возникшие угрозы.

Что еще нас объединяет? Все мы связаны «узами ФАТФ», представленные на конференции государства являются членами Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, работа которой построена на принципах риск-ориентированного подхода. Который опять же призван помочь спрогнозировать риски, не допустить их появления и развития, а в случае необходимости принять нужные меры.

Третья причина, по которой мы тут собрались, позвольте мне тут быть нескромным,годовщина создания антиотмывочной системы России ей исполнилось 14 лет. Трудно было в это время предположить, что спустя всего лишь несколько лет, российская «антиотмывочная» система будет стоять на одной ступени с аналогичными системами ведущих стран.

Хотелось бы добавить, что «подобная ситуация складывается сегодня во всех странах БРИКС.

Так что пользуясь случаем, предлагаю приурочить к этой дате наши будущие встречи, сделать наше общение на этой площадке ежегодным. И если вы поддерживаете мое предложение, тогда стоит перейти к более предметному разговору о рисках, влияющих на экономические и политические обстановки в наших странах.

Первый риск – финансовые институты, чистота и прозрачность которых является отражением состояния «здоровья» экономики. Именно через финансовые институты оценивается вся система государства (по существу, основа экономического развития страны). Если посмотреть на стандарты ФАТФ, то мы увидимдва основных фактора - прозрачность финансовых институтов и прозрачность реальной экономики. Причем, делая акцент на прозрачности финансовых организаций, в первую очередь, банковского сектора, нужно подчеркнуть, что прозрачность - это не просто исполнение законов, но и создание и использование законодательных механизмов для решения поставленных задач.

Любой финансовый институт – это не просто деньги, это и его клиенты. Поэтому важно понимать и тот факт, что серьезным риском здесь является не только причастность или вовлеченность банков в теневые схемы, но и санкционные механизмы, которые в текущей геополитической ситуации могут быть использованы и против самих институтов, и против их клиентов.

В последнее время санкционные режимы все чаще используют так называемые «умные» санкции, которые призваны оказать «точечное» воздействие на физических и юридических лиц. Государства-члены ООН на своей территории обязываются заморозить денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем физических или юридических лиц, попавших под санкции. Вводится запрет на предоставление денежных средств, финансовых активов или экономических ресурсов фигурантам санкционных списков или в их интересах.

Для понимания ситуации хотелось бы заметить, что инициаторы «экономического воздействия» часто забывают о том, что, к примеру, санкции ООН в период «холодной войны», который длился 45 лет, применялись только дважды – против  Южной Родезии (1966 г.) и ЮАР (1977 г.).

После окончания «холодной войны» санкции и другие меры принудительного характера начали применяться гораздо чаще, иногда даже несмотря на наличие дипломатических и политических возможностей.

Справочно: Только за последнее десятилетие XX века санкции вводились Советом Безопасности ООН против Ирака, бывшей Югославии, Ливии, Либерии, Сомали, Гаити, Анголы, Руанды, Судана, Сьерра-Леоне и Афганистана. Уже в XXI веке санкции были введены в отношении КНДР, Ирана, Ливии (повторно), Демократической Республики Конго, Кот-д’Ивуара, Ливана и Гвинеи-Бисау.

Механизм предлагаемый ФАТФ – это и «черные», «серые» списки действует очень эффективно. Необходимо отметить, что Россия в свое время находилась в подобной ситуации что безусловно очень плохо, с другой стороны это позволило нам принять меры, которые не только вывели страну из списка, но дали возможность стать членом ФАТФ.

Сегодня принимаемые меры, по минимизации рисков в реальной экономике, позволяет не только оздоровить отрасли того или иного государства, но и совершенствовать механизм антикоррупционной деятельности. Это и работапо т.н. VIP-персонам, создание систем государственного контроля и государственного регулирования в сфере формирования и расходования бюджетных средств, другие меры.

Еще один важный риск – проблема международного терроризма, являющаяся серьезным вызовом не только для отдельных государств, но и для мирового сообщества в целом, включая и страны БРИКС.

Сегодня мы являемся свидетелями трансформации самих террористических организаций и исходящих от них угроз. Феномен Исламского государства явил собой новый тип террористической организации, обладающей уникальными источниками финансирования. Использование финансовых институтов в этих целях, наносит удар как по кредитным и некредитным организациям, так и по сферам реальной экономики. Из которой не редко черпаются денежные средства для терроризма. Новые виды используемых финансовых операций, создание новых финансовых институтов, обязывает нас всехвырабатывать новые меры противодействия, обретать новые знания, не только специалистами в области антиотмывочной системы, но и всех граждан.

В этой связи хотел бы сказать, может быть не о совсем обычной угрозе, но несущей большие последствия для всех нас– низком уровне финансовой грамотности.

Неоднократнона различных площадках нидерландской королевой Максимойподнималась тема, призывающая мировое сообщество к расширению финансовой доступности для населения. По ее мнению, каждый должен иметь возможность пользоваться всеми видами финансовых услуг, независимо от своего статуса и положения. Но у этой «медали» может быть и обратная сторона: услуги представлены, а умеем ли мы ими пользоваться?

Практика показывает, что отсутствие финансовой грамотности очень часто приводит к уголовным, экономическим преступлениям. Причем эта проблема актуальна не только для развивающихся стран, но и «зрелых» экономик. Иначе чем еще можно объяснить успех всевозможных финансовых пирамид, появление так называемых «нигерийских схем», не говоря уже о значительном вовлечении граждан в расчеты с «виртуальными деньгами», в первую очередь, электронными.

Из средств массовой информации мы знаем, что в Китае в настоящее время «раскручивается» «МММ» - финансовая пирамида, во главе с знаменитым С.Мавроди. Россия уже переживала крах этой «ложке империи». Тысячи обманутых дольщиков до сегодняшнего дня не могут вернуть свои средства. Боюсь загадывать, но скорее всего наших китайских друзей ждет тоже самое.

Все это выдвигает на первый план необходимость в квалифицированных специалистах, которые помогут и в поднятии уровня финансовой грамотности, и будут иметь необходимый опыт в области рисков. То есть, для выявления всего спектра угроз мы должны вовлекать не только участников «антиотмывочных» систем, но и рядовых граждан наших стран. Решать все эти непростые задачи нам предстоит в тесном взаимодействии с гражданским обществом, наукой, образовательной сферой.

И одной из основных целей нашей конференции, думаю, может явиться выработка «дорожной карты» по развитию образовательных процессов в сфере экономической и финансовой безопасности в формате БРИКС.

Нам необходимо обеспечить всемерную координацию действий и в части выработки обоснованных научных решений, направленных на противодействие вызовам и угрозам современности.

Хотел бы отметить, что финансовые разведки стран БРИКС не остаются в стороне от этой работы.

В соответствии с решениями состоявшегося в этом году Уфимского саммита создан «Совет БРИКС по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма».

Де-факто работа этого органа ведется уже более полутора лет: мы проводим регулярные встречи как на уровне глав национальных делегаций в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ, так и на экспертных площадках.

На повестке дня наших совещаний стоят такие вопросы как:

  • выработка общих подходов к проблематике, обсуждаемой в рамках ФАТФ,

  • проект создания сети обмена информацией между подразделениями финансовой разведки стран БРИКС,

  • обсуждение перспектив совершенствования международных механизмов по конфискации, разделу и возврату преступных активов,

  • подготовка к взаимным оценкам национальных антиотмывочных систем в рамках ФАТФ.

В своей повестке дня Совет уделяет значительное внимание и проблематике научной и образовательной деятельности.

В феврале этого года в Париже на полях пленарной сессии ФАТФ в рамках заседания Совета по инициативе России подписано Соглашение о сотрудничестве между сетевым Институтом в сфере ПОД/ФТ и Ассоциацией бизнес-школ стран БРИКС.

Сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ образован в декабре 2013 года и объединяет ведущие вузы России, государств – участников СНГ и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - ЕАГ, включая Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», который в сетевом Институте выступает в качестве ведущего ВУЗа в области подготовки кадров для российской и международной «антиотмывочных» систем.

Совместная работа в рамках Соглашения предполагает обмен студентами, преподавателями, учебно-методическими материалами и программами, а также проведение совместных семинаров, конференций и научных исследований по профильной проблематике.

Одновременно хотелось бы обратить внимание на то, что при поддержке Минобрнауки России и Россотрудничества выделена квота на обучение иностранных граждан, в том числе из стран БРИКС, в образовательных организациях сетевого Института в сфере ПОД/ФТ на 2016-2017 гг.

Реализация проекта призвана обеспечить национальные системы ПОД/ФТ современными специалистами и будет способствовать укреплению сотрудничества между нашими странами.

Надеемся в ближайшее время увидеть больше студентов из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР в стенах ведущих российских ВУЗов, включая гостеприимный Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

В заключение хотелось бы отметить, что Российская Федерация готова к дальнейшему расширению взаимодействия с нашими партнерами по БРИКС в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма по всем направлениям работы.

Спасибо.