Уважаемые члены коллегии!

В своем Послании Федеральному Собранию Президент обратил внимание на два момента, определяющих экономику государства:

  • прозрачность финансовых организаций;
  • прозрачность реальной экономики, сделав акцент на расходование бюджетных средств, деятельность компаний с госучастием и т.д.

Вывод из тени в прозрачную сферу и тем самым повышение собираемости  налогов - задача ФНС. Росфинмониторинг, исходя из поручения руководства страны, должен оказать максимальное содействие используя свои возможности и ресурсы. По этому принципу в настоящее время и выстраивается взаимодействие наших ведомств.

Результатом совместной работу стало принятие в прошлом году Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», который определил новые формы нашего взаимодействия и дал дополнительные полномочия.

Так, с учетом новых стандартов ФАТФ, 134-й Закон отнес к числу предикатных по отношению к легализации доходов от преступлений деяния, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Росфинмониторинг получил право направлять в налоговые органы информацию и материалы о связи сделок и операций с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма.

Необходимо отметить, что до этого Росфинмониторинг традиционно взаимодействовал по данному вопросу исключительно с правоохранительными органами.

Росфинмониторинг и ФНС России в целом выстроили контур системы оперативного взаимодействия. Особенно заметно это проявляется в работе по фактам, связанным с хищением бюджетных денежных средств и коррупционными преступлениями.

Поступающая из ФНС информация о наличии счетов, объектов недвижимого имущества, учредительных связях фигурантов позволяет связать оперативную и финансовую составляющую с конечным размещением похищенных денежных средств, т.е. выявить активы, подлежащие дальнейшей конфискации.

Всего с начала 2014 г. между Росфинмониторингом и органами ФНС России осуществлено взаимодействие в формате запрос-ответ, количество которых достигает почти тысячи.

Ведется работа и по конкретным поручениям руководства страны. В частности, проведен совместный анализ осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд по контрактам, цена которых превышает 1 млрд. руб. В рамках указанного взаимодействия получены сведения об учредительских связях поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в полном объеме и своевременно. ФНС России выявлены связи с офшорными юрисдикциями у десятков исполнителей госконтрактов. Кроме того, совместно выявлены сведения о совершении налоговых правонарушений более 10 компаний.

Однако мы понимаем, что это только первые шаги, и совместную работу в данном направлений надо продолжать, рассматривая ее с точки зрения достижения максимальной взаимной полезности.

Для этого необходимо завершить подготовительные процессы по заключению нового соглашения между ФНС и Росфинмониторингом, призванного заменить действующее Соглашение 2006 года и учитывающим новое содержание совместной деятельности. Сейчас соответствующий проект соглашения прорабатывается специалистами наших Служб.

В этой связи, в новом Соглашении необходимо регламентировать порядок информационного взаимодействия между нашими ведомствами не только по вопросам, связанным с передачей конкретных материалов в отношении каких-либо лиц, но и по общим вопросам сотрудничества в указанной сфере, включая порядок осуществления обмена аналитической информацией, в том числе, связанной с оценкой существующих и потенциальных вызовов и угроз, как стратегического плана, так и имеющих региональных характер.

Необходимо предусмотреть формы и возможности информационного обмена по элементам и объектам с позиции высокого риска налоговых преступлений, порядок выявления имущества, скрываемого от налогообложения или являющегося объектом конфискационных процедур по делам о легализации преступных доходов. Данные положения будут способствовать также возмещению ущерба, причиненного совершением, как налоговых, так и иных преступлений экономического характера.

Принципиально важно, чтобы предусматриваемые меры информационного взаимодействия были направлены на профилактику, предупреждение и выявление налоговых преступлений и легализации преступных доходов. 

В настоящее время такая работа уже ведется в рамках деятельности Межведомственных рабочих групп по противодействию незаконным финансовым операциям, созданных по поручению Президента при Администрации Президента и в Федеральных округах. Полагаем, что будет весьма полезным при подготовке новой редакции межведомственного Соглашения учесть практический опыт работы наших ведомств в указанной сфере.

Отдельным перспективным направлением совместной работы может и ,по-нашему мнению, должно стать взаимодействие по вопросам установления имущества, подлежащего конфискации. Для Росфинмониторинга, правоохранительных и судебных органов в этом смысле представляет интерес массив данных об имуществе физических и юридических лиц, учредителях и учредительских связях, имеющийся в ФНС России. Со своей стороны, Росфинмониторинг может обогатить данную информацию сведениями об операциях по счетам физических и юридических лиц, что также может представлять интерес для ФНС  России при проведении проверок информации и налоговых правонарушениях.

Говоря    о перспективных направлениях взаимодействия, в том числе с учетом поручений руководства страны, хочу подчеркнуть необходимость профилактической работы по недопущению в финансовую систему страны недобросовестных участников.

Следует задуматься о создании заградительных механизмов, препятствующих возврату лиц, являвшихся топ-менеджерами кредитных и иных финансовых организаций, лишенных лицензии за  грубое нарушение законодательства, к активному участию в бизнесе в критично важных отраслях народного хозяйства в качестве учредителей и руководителей компаний.

Также в рамках новых полномочий ФНС и Росфинмониторинга по реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами» (т.н. «Закон по FATCA») необходимо определить пути совместного взаимодействия, особенно в части выявления организаций, нарушающих требования этих законов в целях привлечения их к ответственности.

Как известно, указанный механизм предусматривает фактическое возложение обязанностей по информированию российскими налоговыми агентами американского налогового органа.

Совместно мы приступили к разработке соответствующего порядка представления такой информации, который утвердит Правительство. Но уже сейчас в Росфинмониториг поступает информация по регистрации в иностранном налоговом органе.

Вопросы взаимодействия наших Служб по линии FATCA мы, вероятно, закрепим в новом Соглашении.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации» также необходимо наладить сотрудничество наших структур по контролю за хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации.

Информация об открытых счетах таких организаций, учредительских связях, которая позволит предотвратить хищение бюджетных средств и обеспечить выявление и привлечение к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния.

Таким образом, задачи, стоящие перед ФНС и Росфинмониторингом, являются общими, несмотря на ведомственную специфику и различный инструментарий. Наладив должный уровень координации, мы достигнем решающих результатов в повышении устойчивости российской экономики и заметно снизим ее загрязненность незаконными финансовыми потоками.