Bosfera.ru. Москва. 20 мая 2014 года

На XII ежегодной международной конференции "Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ", которая прошла 25 апреля 2014 года в Москве, не только обсуждались различные аспекты "противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), но и выполнение российскими банками требований американского закона FATCA

Открывая конференцию, президент АРБ Гарегин Тосунян сообщил: "Мы в значительной степени проводим эту работу [в сфере ПОД/ФТ - прим. "Б.О"], как агенты государства. Банки в данном случае выполняют свою функцию не как коммерческие организации. Они выполняют функцию агентов по обеспечению того законодательства, которое мы считаем важным и значимым в борьбе с терроризмом, в борьбе с отмыванием, в борьбе с грязным бизнесом...". Впрочем, по мнению спикера, в процессе реализации данных функций банки сталкиваются с рядом проблем. Одна из них - установление бенефициаров клиентов: юридического и физического лица.

С ним согласен заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный. Он рассказал: "Больше всего банковский сектор смущает, что основная нагрузка по установлению бенефициарных владельцев переложена на кредитные организации. Они обязаны устанавливать таковых, и они обязаны принимать необходимые меры, может быть не свойственные им как финансовым институтам, а более свойственные правоохранительным органам". Спикер пояснил, что для этого банкам приходится использовать "фактическую информацию по контрагентским связям, применяя чуть ли не оперативно-розыскные методы". Правда, он пообещал, что, возможно, в действующее законодательство будут внесены изменения, которые обяжут клиентов - юридических лиц раскрывать своих бенефициаров. "Я думаю, что в итоге мы выйдем на какой-то перечень бенефициарных владельцев, который будет доступен для всех работающих на рынке субъектов экономической деятельности, естественно, для кредитных организаций".

Исполнительный директор Департамента финансового мониторинга Газпромбанка Николай Дронин рассказал о том, с чем в своей повседневной деятельности сталкиваются кредитные организации. "Клиенты либо умышленно, либо по каким-то еще причинам информацию [о бенефициарах - прим. "Б.О"] нам не раскрывают, либо раскрывают кое-как". И если в отношении бенефициаров клиентов - юридических лиц особых проблем по "вытрясанию" и проверке информации не возникает - есть информационные системы типа СПАРК или "Коммерсантъ КАРТОТЕКА", то с бенефициарами физических лиц вопросов больше, чем ответов.

Кто вы, бенефициар физического лица?

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин среди событий 2013 года, которые оказали существенное влияние на сферу регулирование ПОД/ФТ, отметил вступление в силу Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ (далее - 134 ФЗ). Этот нормативный акт "позволил нам изменить некоторые правила внутри России, а самое главное позволил нам отчитаться на площадках международных и показать, что антиотмывочная система России сегодня соответствует всем требованиям".

Гарегин Тосунян в своем выступлении, комментируя ситуацию со 134 ФЗ, пошутил: "Вы все не только с ним хорошо знакомы, но и даже нахлебались в части его реализации". И продолжил серьезно: "Указанный закон, с одной стороны, расширил инструментарий кредитных организаций, направленных на борьбу с незаконными финансовыми операциями, а с другой стороны, например, обязал банки устанавливать и идентифицировать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических".

Николай Дронин рассказал о том, как банки решают эту проблему: "Мы включили в состав вопросника ПДЛ [публичные должностные лица - прим. "Б.О] вопрос: "Являетесь ли вы бенефициарным владельцем?". В Москве еще более-менее. В регионах считают, что сотрудники банка сумасшедшие. На самом деле, при всей парадоксальности ситуации, было больше 200 жалоб физических лиц. Мотивируют они эти жалобы тем, что предоставьте нам все основания, почему мы должны признавать себя членами королевской семьи. А еще, что это за бенефициары такие, откуда они могут взяться". Спикер рассказал, что в банке считают, что есть два возможных бенефициара физического лица: его законный представитель и попечитель. "Других бенефициаров физических лиц мне представить очень сложно". Специально отметим, что здесь не рассматриваются варианты, скажем так, криминального характера. Например, когда студенты или безработные участвуют в схемах "по обналичке" - получают наличные деньги. Формально нанявшие их люди как раз и есть бенефициары этих клиентов - физических лиц.

СПРАВКА Б.О

Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

Гарегин Тосунян сообщил, что банки неоднократно выступали с предложением изменить законодательство "обязывающее кредитные организации выявлять бенефициаров физических лиц... Многие понимают, что такое бенефициар юридического лица, а вот что такое бенефициар физического лица - не понимают". Затем спикер пошутил, высказав предположение, что ими могут быть зять, теща или супруги: "Я не знаю, это надо как-то объяснить".

Правда, пока чиновники не смогли сделать этого. Например, Павел Ливадный признался: "С физическими лицами, сразу скажу, вопрос, скорее всего, нерешаемый. Это не мы придумали. Это четко зафиксировано в стандартах FATF [межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере ПОД/ФТ - прим. "Б.О"]... Страна должна предусмотреть возможность установить бенефициарного владельца и для клиента - физического лица. Более того, когда мы эти формулировки дорабатывали перед внесением в Госдуму и согласовывали с экспертами ФАТФ, этот вопрос был ими специально поднят,и подчеркнут как необходимый".

"Сомнительным" клиентам здесь не место

Хотя 134-ФЗ создал банкам не только новые "проблемы", но и предоставил возможность снизить объем необходимых процедур в сфере ПОД/ФТ. Правда, реализовать это на практике будет проблематично.

Юрий Чиханчин высказал предложение подготовить так называемый "черный список" клиентов, которым "вы [банки - прим. "Б.О"] в силу разных обстоятельств отказали в проведении операций, открытии счета и т.д. И тех, кого, мягко говоря, начинаете выдавливать из своих секторов в соседние банки и финансовые организации". Он пояснил, что "они [клиенты - прим. "Б.О"] приходят в другие менее урегулированные сектора и проблема антиотмывочной системы в целом остается". Правда, он предупредил, что "не призывает открыто создавать "черные списки", но какой-то сегмент накопления информации в отношении этих клиентов, разбирательства, в том числе и с нашей помощью, и правоохранительных органов, должен быть обязательно".

Павел Ливадный развил высказанную своим начальником идею: "134-ФЗ, прежде всего, ввел не право кредитных организаций отказываться от договора с сомнительным клиентом, а обязанность знать своего клиента. И реализовывать этот универсальный банковский принцип как при приеме на обслуживание, так и при осуществлении обслуживания - изучать его деловую репутацию, контрагентские связи и деловую активность". И на основании собранной информации принимать решение: продолжать взаимодействовать или расстаться. Если будет принят второй вариант, то, по мнению спикера, "тот банк, куда он [клиент - прим. "Б.О"] придет, достоин того, чтобы знать информацию о клиенте, которую собрал избавившийся от него банк. Я думаю, что это справедливо как с точки зрения конкуренции, так и названных правоохранительных целей".

Относительно того, как планируется реализовывать описанную выше схему, Павел Ливадный сказал: "Надо рассмотреть вопрос о том, чтобы банки и регулирующий орган каким-то образом фиксировали сомнительных клиентов, распределяя их по уровням риска, осуществляли формирование каких-либо списков данных клиентов и обменивались между собой соответствующей информацией. Мы исходим из того, что регулятор и Росфинмониторинг могут формировать только списки клиентов, в отношение которых применены меры, предусмотренные 134-ФЗ в его редакции, то есть отказ от дальнейших отношений с этим клиентом, потому что они получают официальную информацию из кредитных организаций". Что касается ситуации с клиентами, которые "были попрошены на выход в рамках неформальной проработки с ними, а с другой стороны, сами прекратили отношение с кредитными организациями - к ним была применена первая санкция: отказ от исполнения подозрительных операций", то информации о таких клиентах у регулятора нет. По мнению спикера, клиентов второй категории значительно больше, чем первой. "И эти клиенты, которые не "засветились" перед правоохранительными органами, для банковской системы и экономики более опасны, потому что вы про них не знаете. Про них знают только кредитные организации". Поэтому он предложил "введение еще одного списка соответствующими структурами, организующими банковское сообщество, где отражалась бы информация и об этих клиентах. Чтобы этот список был доступен банковскому сообществу".

Карать будут строго

Впрочем, государство намерено не только помогать своим "агентам", но и сурово наказывать тех, кто недобросовестно относится к исполнению своих обязанностей. Например, Гарегин Тосунян рассказал, что одной из главных проблем в сфере ПОД/ФТ является формат административной ответственности кредитных организаций и должностных лиц по ст. 15.27 КоАП ["Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - прим. "Б.О"] "предусматривающей привлечение банков к ответственности за малейшие - к сожалению, это реальная практика - нарушения технического характера, не представляющеие никакой угрозы для охраняемых законом общественных отношений и тем более интересов государства. За такие правонарушения банк может по несколько раз привлекаться в год... Когда это накапливается в течение длительного времени..., то сотрудники подвергаются довольно значительным штрафам и несмотря на малозначительность нарушений... они являются формальным поводом для отзыва лицензии". Разумеется, кредитные организации такая ситуация "очень нервирует и напрягает".

СПРАВКА Б.О

Что такое "анкета ПДЛ"

Согласно Руководству ФАТФ "Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 13)", "Публичное должностное лицо (ПДЛ) определено... как физическое лицо, которое было наделено значимыми публичными функциями. Принимая во внимание их влияние, существует вероятность того, что ПДЛ могут воспользоваться своим положением для отмывания денег (ОД), совершения предикатных преступлений, включая преступления коррупционной направленности, взяточничество, а также для осуществления деятельности, связанной с финансированием терроризма (ФТ)". Поэтому "Рекомендации 12 и 22 ФАТФ требуют, чтобы страны обеспечили выполнение финансовыми учреждениями и установленными нефинансовыми предприятиями и профессиями (УНФПП) мер, направленных на то, чтобы ПДЛ были лишены возможности незаконно использовать финансовые учреждения и нефинансовые предприятия и профессии, а также выявлять такие злоупотребления, если они имеют место". Одна из таких мер - установление факта того, что клиент банка подпадает под категорию ПДЛ.

А вот Павел Ливадный уверен, что регулятор применяет меры, предусмотренные статьей 15.27 КОАП, максимально дозированно. "Думаю, что случаи привлечения к административной ответственности за технические сбои если имеют место, то как редкость..., но тем не менее Росфинмониторгинг с Банком России рассмотрели и не имеют принципиальных возражений против инициативы депутата Госдумы о корректировке статьи 15.27. Имеется в виду, что ответственность кредитных организаций по большей части составов, в этой статье упоминаемых, будет осуществляться по банковскому законодательству. Тогда как ответственность сохранится в КоАП в полном объеме для должностных лиц кредитных организаций". В частности, будет сохранена ответственность "за непредоставление по запросу информации в Росфинмониторинг, а также... за активное содействие в легализации преступных доходов, которое подтверждено вступившим в законную силу приговором суда по соответствующим преступлениям для физических лиц". Правда, спикер не уверен, что данный законопроект "ждет легкая судьба". Поэтому он призвал: "Реализовывать то законодательство, которое у нас есть. И общими усилиями, вместе с регулятором, я думаю, мы придем к правоприменительной практике, позволяющей исключить привлечение за совершенно незначительные деяния. Я думаю, что Генеральная прокуратура в этом тоже окажет содействие".

К сожалению, выступившей на конференции первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман не прокомментировал заявление представителя Росфинмониторинга. Зато в начале своей речи он заявил: "Надзор за исполнением законов в сфере противодействия легализации преступных доходов, а также банковского законодательства, Генеральной прокуратурой считается очень важным и основным".

Затем он начал докладывать о результатах деятельности своего ведомства в сфере надзора за соблюдением банками требований ПОД/ФТ. Например, в 2013 году прокурорами было выявлено 4,3 тыс. фактов нарушения действующего законодательства. По ним "в суды было направлено почти 500 исков и заявлений". К дисциплинарной ответственности было привлечено 1,3 тыс. лиц, и 1 тыс. лиц - к административной ответственности. Было возбуждено 459 уголовных дел по статьям 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем") и 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"). "Зачастую рассматриваемые преступления связаны с хищением денежных средств посредством совершения незаконных финансовых операций по переводу средств из безналичной в наличную форму, а также злоупотреблением служебными полномочиями должностными лицами кредитных организаций. Нередко такие деяния совершаются с использованием подставных юридических и физических лиц. Общее количество преступлений этого вида увеличилось за год почти на треть". Также он отметил, что следствием закончено расследование 384 уголовных дел этой категории и в суд направлено 285 дел. Обвинительные приговоры состоялись уже по половине из них.

Спикер указал на операцию, которую провела Генпрокуратура совместно "с правоохранительными и банковскими органами". Поясним, что речь идет о Самаре, где "за восемь месяцев прошлого года было обналичено свыше 140 млрд рублей. Там была мощная площадка, которая действовала короткие сроки". Он пояснил, что "они очень быстро приспосабливаются к ситуации, меняют, готовят запасные аэродромы".

Учитывая начавшуюся осенью 2013 года и продолжающуюся до сих пор "зачистку" банковского сектора, в том числе и от банков, участвующих в операциях по "обналичке" и выводу денег за рубеж, высока вероятность того, что по итогам 2014 года количество возбужденных уголовных дел, а также число лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности, будет значительно больше, чем в 2013 году. Впрочем, российским банкам следует опасаться не только российских регулирующих органов, но и американских. Причем, оговоримся сразу, речь не идет о санкциях, применяемых по политическим мотивам.

На службе у США

Российским банкам приходится "состоять на службе" не только у родного государства, но и у иностранного. В частности, у США. Поясним, что речь идет о необходимости выполнения требований американского закона FATCA. "Б.О" рассказал о том, что предпринимает Россия для защиты интересов отечественных банков. К сожалению, текущая ситуация такова, что кредитным организациям, скорее всего, придется действовать по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

В своем выступлении Гарегин Тосунян выразил мнение большинства российского банковского сообщества: "Банки слишком много функций агентских выполняют бесплатно. Функции налогового контроля, функции валютного контроля, функции за выполнением 115 ФЗ [Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - прим. "Б.О"], функции таможенного контроля и т.д. Мы предъявляем нашим законодателям и регуляторам требование, что нужно изменить, сделать эту функцию оплачиваемой, а тут нам иностранное государство говорит: "Будете агентом нашего налогового контроля". Это явный перебор. Если мы еще будем выполнять эти функции, то как бы странно. С другой стороны, не выполнять эти функции в силу зависимости корсчетов и валюты тоже не можем, но хотя бы нужно выработать регламент".

СПРАВКА Б.О

Основные положения FATCA

FATCA - закон, разработанный США, предлагающий всем неамериканским финансовым институтам (далее - FFI), желающим участвовать в FATCA, внедрить процедуры, позволяющие идентифицировать финансовые счета американских налогоплательщиков, и передавать информацию по данным счетам в налоговую службу США (далее - IRS).

         Ключевые сроки в области выполнения требований FATCA

  • Этап Процедуры Сроки Регистрация Последний день регистрации ИФИ (иностранный финансовый институт) в Налоговой Службе США для включения в первый список ИФИ, публикуемый к 1 июля 2014 03.06.2014
  • Анализ счетов клиентов Начало функционирования новых процедур приемки клиентов 01.07.2014
  • Завершение анализа счетов с балансом свыше 1 млн долларов США 30.06.2015
  • Завершение анализа остальных счетов 30.06.2016
  • Отчетность Начало подачи отчетности за 2014 год (поэтапно до 2017 года) 15.03.2015, 31.03.2015
  • Удержание налога Начало удержания налогов (поэтапно до 2017 года) 01.07.2014

 

По мнению партнера "Прайсвотерхаус Лигал СНГ Б.В." Максима Кандыбы, FATCA - это очень странный американский закон, который устанавливает требования "ко всем финансовым институтам всех юрисдикций мира. Россия, к сожалению, не исключение...". Он возник из-за того, что американские налоговые органы решили получить информацию обо всех своих налогоплатилщиках, которые проживают по всему миру. Правда, иностранные финансовые институты должны не только информировать США, но и выполнять ряд других процедур. Говоря другими словами, они становятся "слугами" или "агентами" американских налоговых органов.

Если говорить о России, то любой отечественный банк, вне зависимости от того, есть ли среди его клиентов граждане США или нет, обязан присоединиться (выполнять требования) к FATCA. Максим Кандыба рассказал: "С точки зрения IRS (американского налогового органа), если вы не участвуете в FATCA (не присоединяетесь) и не выполняете полностью обязательства, в том числе процедуру по приему всех клиентов [не только граждан США - прим . "Б.О"], не предоставляете отчетность, даже если у вас нет таких клиентов, то все равно нужно сдавать "нулевую"..., все это нужно делать". Тем самым "вы берете определенные обязательства" по выполнению требований FATCA, "даже если у вас нет ни одного американца". Поэтому присоединиться к FATCA придется всем российским банкам вне зависимости от их размера.

Старший консультант KPMG Елизавета Оралова, комментируя ситуацию с FATCA, отметила, что это не единственная инициатива иностранных государств в сфере выявления своих граждан, которые пытаются избежать уплаты налогов. "Не исключено, что через несколько лет мы будем искать персон Франции, Великобритании и т.п. Поэтому, может быть, имеет смысл уже сейчас, если что-то менять в системе, предусмотреть, что искать придется много". Поэтому не исключен вариант того, что отечественным банкам придется быть "агентами" не только России, но и США, а также других западных стран. Актуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ.