"Коммерсантъ". 2 апреля 2014 года

Автор: ОЛЬГА ШЕСТОПАЛ

И не спешат сообщать о них в Росфинмониторинг

Росфинмониторинг впервые раскрыл информацию о том, как банки избавляются от подозрительных клиентов, проводящих отмывочные операции. Первые цифры свидетельствуют, что банки крайне неохотно пользуются своим правом отказывать в обслуживании. По сути на это отважился лишь однажды только каждый девятый банк. Росфинмониторингу, впрочем, достаточно уже того, что банкиры начали изучать своих клиентов.

"Ъ" стали известны первые данные о том, насколько активно банки пользуются своим новым правом отказывать в обслуживании клиентам, чья деятельность может быть направлена на отмывание преступных доходов. Летом прошлого года вступил в силу новый антиотмывочный закон (134-ФЗ). Он позволил банкам не только отказывать действующим клиентам в проведении подозрительных операций, но и закрывать их счета после двух таких отказов в течение календарного года, а также вовсе не открывать счета.

По словам замдиректора Росфинмониторинга Павла Ливадного, на конец 2013 года служба зафиксировала около 10 тыс. отказов банков в проведении операций. Однако случаев применения крайней меры, когда бы банки закрывали счет клиента или отказывали бы в его открытии, в Росфинмониторинге насчитали не более 100. "Правда, эта цифра не учитывает еще одну форму вытеснения криминальных клиентов, когда банк рекомендует клиенту самостоятельно закрыть счет, не делая это в принудительном порядке — о них банки перед нами не отчитываются",— отмечает господин Ливадный.

Сопоставить эти данные с динамикой отказа банков от работы с подозрительными клиентами нельзя, вести подобную статистику в Росфинмониторинге начали лишь с момента внесения изменений в "антиотмывочное" законодательство. Однако в самой службе эти показатели называют "всплеском". "После получения права отказывать клиентам банки начали чистить свою клиентскую базу и избавляться от тех, кого давно не могли выпроводить",— отмечает Павел Ливадный.

Впрочем, эксперты воодушевления Росфинмонторинга не разделяют: на фоне общего объема проводимых банками операций получается, что банки практически безоговорочно доверяют всем своим клиентам. По словам руководителя службы внутреннего контроля в банке из топ-20, только в одном крупном банке ежедневно проводится более 100 тыс. клиентских операций. По словам представителя банка топ-50, банки, которые зарабатывают на проведении сомнительных операций, не отказывают клиентам и не передают никаких сообщений в Росфинмониторинг. "Те же банки, которые дорожат репутацией и не хотят связываться с явно сомнительной клиентурой, идут по уже проверенному пути: дипломатично предлагают клиенту закрыть счет по собственной инициативе",— уточняет он. По его подсчетам, таких мягких отказов без передачи информации в Росфинмониторинг гораздо больше — как минимум десять в месяц только у крупных банков.

В Росфинмониторинге также полагают, что в дальнейшем статистика по отказам будет демонстрировать тенденцию к понижению. "Сохранение подобной динамики лишь будет свидетельствовать о том, что банки не стремятся к соблюдению одного из основополагающих принципов FATF "знай своего клиента", а отказывают всем подряд, лишь бы избежать претензий к соблюдению антиотмывочного законодательства со стороны регулятора",— уверен господин Ливадный. Впрочем, и здесь банкиры придерживаются иного мнения: на их взгляд, по итогам года активность банков в отказах и закрытиях счетов все же вырастет. "Несмотря на то что закон вступил в силу еще летом прошлого года, нормативные акты ЦБ, которые предоставили банкам механизм расторжения договоров обслуживания в одностороннем порядке, были разработаны лишь к концу ноября. А значит, для накопления статистики было не так уж много времени",— отмечает зампред НСФР Александр Наумов. "Да и чистка клиентской базы еще не завершена", — заключает один из банкиров.