Отчет о реализации публичной декларации целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017 год

Отчет о реализации публичной декларации целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017 год

1. В области международной деятельности: 

ЦЕЛЬ: Представление и защита интересов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на международной арене.

Решены следующие задачи:

В рамках обеспечения активного участия России на международных профильных площадках для реализации инициатив, направленных на повышение финансово-экономической безопасности в мире:

  • Участие в пленарных заседаниях Группы разработки мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ), Группы «Эгмонт», Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
  • Регулярное информирование международного профессионального сообщества о российских подходах к реагированию на современные террористические вызовы и угрозы.
  • Усиление профессиональных связей между странами участницами международной «антиотмывочной» системы.
  • Текущий год стал годом окончания российского председательства в ЕАГ.
  • В рамках работы Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР) успешно проведены и продолжаются операции по выявлению лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, а также связанных с ними финансовых центров.
  • В рамках деятельности базовой организации государств – участников СНГ по образованию в сфере ПОД/ФТ (Международный учебно-методический центр финансового мониторинга) проведены мероприятия по обучению, подготовке и повышению квалификации кадров национальных «антиотмывочных» систем.

В рамках укрепления и расширения двустороннего сотрудничества:

  • Осуществлена целенаправленная работы по расширению круга партнеров путем налаживания двусторонних рабочих контактов.
  • За истекший период заключен ряд профильных двусторонних соглашений, в том числе, с ПФР Панамы, Перу, Словении, Эквадора Вануату, ЮАР, с Госбанком Вьетнама, а также подписан меморандум с ПФР Гонконга.

ЦЕЛЬ: Соответствие системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма международным стандартам.

В рамках решения задачи успешного прохождения Российской Федерацией 4-го раунда взаимных оценок ФАТФ:

  • Осуществлялось взаимодействие Службы с правоохранительными органами в рамках двусторонних соглашений, в том числе, в ходе подготовки к мероприятиям четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ.
  • Проведен анализ сведений об использовании правоохранительными органами информации и материалов Росфинмониторинга, направленных в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Организован отбор и обобщение примеров финансовых расследований и уголовных дел (кейсов), свидетельствующих об эффективности функционирования национальной системы ПОД/ФТ.

2. В области противодействия финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения:

ЦЕЛЬ: Снижение риска финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения

В рамках расширения возможности системы препятствования и предупреждения финансирования терроризма: 

  • Ключевым инструментом, позволяющим автоматически блокировать доступ к финансовой системе физическим лицам и организациям, является Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень). По состоянию на октябрь 2017 года в него включено около 1,2 тыс. физических лиц. Всего в Перечне в настоящее время находится около 8 тысяч лиц.
  • Кредитными организациями были приняты меры по замораживанию денежных средств около 2 тыс. фигурантов Перечня на сумму около 12 млн рублей. 
  • В рамках системы пресечения финансовой активности террористов наращивался потенциал нового механизма внесудебного блокирования – Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, созданного на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 562. На октябрь 2017 года ее решениями заблокированы активы 350 лиц, в т.ч. 4 юридических лиц, причастных к террористической деятельности, на общую сумму более 6 млн руб.
  • В практику совместной с правоохранительными органами работы внедрены ряд новых инструментов, позволяющих оперативно принимать меры по перекрытию каналов и пресечению фактов финансирования терроризма.

3. В области деятельности финансовых институтов:

ЦЕЛЬ: Повышение эффективности финансовых институтов, как субъектов первичного финансового мониторинга.

В рамках повышения уровня законопослушности финансовых институтов с использованием механизма дистанционного контроля, а также повышения качества предоставляемой информации:

  • В целях обеспечения информационной доступности на сайте Росфинмониторинга размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма, и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении содержания указанного перечня.
  • В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания проводится разъяснительная работа как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее – сайт Росфинмониторинга), так и в режиме «горячей линии».  
  • Ориентирование финансовых организаций на использование функционала Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга (далее – Личный кабинет).  
  • В целях формирования эффективной «обратной связи» с частным сектором по вопросам информационного обмена Росфинмониторингом был создан Совет комплаенс - консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

ЦЕЛЬ: Нивелирование рисков использования кредитно-финансовой сферы для проведения сомнительных операций.

В рамках реализации комплекса мероприятий во взаимодействии с Банком России, надзорными органами, направленных на снижение уровня вовлеченности финансовых институтов в совершение незаконных и подозрительных финансовых операций:

  • По результатам рассмотрения направляемой Росфинмониторингом информации надзорными органами применяются соответствующие меры надзорного реагирования.
  • Росфинмониторинг ведет непрерывную работу с Банком России и кредитными организациями по ориентированию на новые типологии высокорисковых операций из-за постоянной модификации схем ОД/ФТ.

4. В области реальной экономики:

ЦЕЛЬ: Участие в декриминализации и повышении прозрачности отраслей реального сектора экономики с учетом выявленных рисков

В рамках повышения уровня взаимодействия Росфинмониторинга и правоохранительных органов в целях профилактики преступлений в экономической сфере:

  • Данная работа проводилась в рамках мероприятий по повышению эффективности взаимодействия Росфинмониторинга и иных органов государственной власти, организации деятельности структурных подразделений и территориальных органов Росфинмониторинга по исполнению поручений Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, межведомственных планов и программ, решений коллегиальных органов (групп, комиссий).
  • Осуществлялась координация работы структурных подразделений и МРУ Росфинмониторинга в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ, Группа) и региональных МРГ.

Прочие показатели деятельности Росфинмониторинга являются информацией ограниченного доступа и не подлежит размещению в публичном поле. Все статистические показатели, характеризующие деятельность Службы, своевременно учитываются и будут доступны после подведения итогов работы ведомства за 2017 год.