За 9 месяцев 2017 года специалистами отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ДФО проведено 27 выездных и камеральных проверок. В прошедшем периоде отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения. По результатам проверок по ст.15.27 КоАП РФ возбуждено 47 дел об административных правонарушениях, из них 19 в отношении должностных лиц, 20 в отношении юридических лиц и 8 дел в отношении индивидуальных предпринимателей. 

По результатам рассмотрения составленных специалистами протоколов об административном правонарушений за 2017 год вынесено 38 постановления о назначении административного наказания, из них в отношении должностных лиц 14 постановлений и 24 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При рассмотрении материалов дел об административных правонарушениях должностные лица руководствуются принципом всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, соразмерности назначаемого наказания,                     а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в целях предупреждения новых правонарушений.

 

 

Сведения о выявленных нарушениях обязательных требований

 

Анализ материалов административных производств за 9 месяцев 2017 года показал, что состав наиболее серьезных нарушений обязательных требований, допущенных поднадзорными субъектами, в сравнении с 2016 годом, существенно не изменился и к ним относятся:

- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

 - нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;

- осуществление деятельности в отсутствие Правил внутреннего контроля (далее – ПВК) или на основе ПВК, не актуализированных в соответствии                                 с требованиями действующего законодательства;

- несвоевременное направление информации о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг, предусмотренной пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг);

- отсутствие специального должностного лица, ответственного                              за реализацию ПВК (далее – СДЛ), в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона  № 115-ФЗ, или отсутствие СДЛ, соответствующего квалификационным требованиям;

- нарушения в части подготовки и обучения кадров.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства, а также нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влекут за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1, 2 ст. 15.27 КоАП.

 Проведенный анализ показал, что выявленные в ходе проверок нарушения, допускались организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с незнанием законодательства и нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, несвоевременным ознакомлением с изменениями законодательства, а также с несвоевременным прохождением обучения СДЛ.

Необходимо отметить, что наибольшее количество проверенных организаций, индивидуальных предпринимателей добровольно устраняли выявленные нарушения обязательных требований в ходе проверок или в короткое время после их окончания.

В отчетном периоде в судебных органах постановления о назначении административного наказания, вынесенные в 2017 году, не обжаловались. 

 

МРУ Росфинмониторинга по ДФО проведен анализ поступивших за 9 месяцев 2017 года от подотчетных субъектов обращений разъяснения требований законодательства  о ПОД/ФТ.

         Наиболее часто подотчетные субъекты задают следующие вопросы:

1. Вопросы: в каких случаях и в какие сроки организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли представляют сведения, подлежащие обязательному контролю; на кого возложена обязанность представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (продавец или покупатель); порядок идентификации покупателя ювелирных изделий?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данным вопросам подробно изложена в информационном письме Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50                       «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли», размещенном на сайте Росфинмониторинга.

Вопросы: необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данным вопросам подробно изложена в информационном письме Росфинмониторинга от 13.05.2016 № 52                          «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия сведи своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)», размещенном на сайте Росфинмониторинга.

Вопрос: целесообразность использования перечня организаций                           и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности                     к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного в Личном кабинете, при идентификации клиентов?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данному вопросу изложена                                      в информационном письме Росфинмониторинга от 26.02.2015 № 42 «О подключении к личным кабинетам на портале Росфинмониторинга», размещенном сайте Росфинмониторинга.