В первом полугодии 2017 года по результатам проведения 16 выездных и камеральных проверок по ст.15.27 КоАП РФ возбуждено 27 дел об административных правонарушениях, из них 11 в отношении должностных лиц, 11 в отношении юридических лиц и 5 дел в отношении индивидуальных предпринимателей. 

По результатам рассмотрения составленных специалистами протоколов об административном правонарушений за 2017 год вынесено 24   постановления о назначении административного наказания, из них в отношении должностных лиц 10 постановлений и 14 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Сведения о выявленных нарушениях обязательных требований

 

Анализ материалов проведенных проверок показал, что наиболее серьезными нарушениями, допущенными поднадзорными субъектами, являются следующие виды правонарушений:

- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

 - нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;

- осуществление деятельности в отсутствие Правил внутреннего контроля (далее – ПВК) или на основе ПВК, не актуализированных в соответствии                                 с требованиями действующего законодательства;

- несвоевременное направление информации о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг, предусмотренной пп. 7  п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг);

- отсутствие специального должностного лица, ответственного                              за реализацию ПВК (далее – СДЛ), в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона  № 115-ФЗ, или отсутствие СДЛ, соответствующего квалификационным требованиям;

- нарушения в части подготовки и обучения кадров.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства, а также нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влекут за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1, 2 ст. 15.27 КоАП.

 Проведенный анализ показал, что выявленные в ходе проверок нарушения, допускались организациями, индивидуальными предпринимателями в связи  с незнанием законодательства и нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, несвоевременным ознакомлением с изменениями законодательства, а также с несвоевременным прохождением обучения СДЛ.

 В связи с вышеизложенным, необходимо обратить внимание организаций и индивидуальных предпринимателей на соблюдение законодательства и нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 471-ФЗ;

- Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58;

- Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу  государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции  с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденный приказом  от 06.08.2014 № 207;

- Постановление  Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492              «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в редакции постановления  Правительства РФ от 10.04.2015 №342;

- Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции  с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, в редакции Приказа от 01.11.2010 № 293;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015г. №804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;

- Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей,   в  том  числе  с  учетом  степени  (уровня)  риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 №59, в редакции приказа от 03.09.2012 № 301;

- Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, в редакции постановления Правительства РФ от 17.09.2016 №933;

- Постановление Правительства РФ от 19.03.2014г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», в редакции постановления Правительства РФ от 17.09.2016 №933;

- Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденная Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015г. №110;

- Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015г. №110, и рекомендаций по их заполнению» в редакции приказа от 20.10.2015 № 332;

- Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», в редакции приказа от 09.01.2014 №24.                  
 

В отчетном периоде в судебных органах постановления о назначении административного наказания, вынесенные в 2017 году, не обжаловались.